Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2023
Материалы II Всероссийской научно-практической конференции смеждународнымучастием, посвященнойюбилеюТГПУим. Л. Н. Толстого 213 что конкретные практики физической культуры должны адаптироваться приме- нительно к личностным особенностям человека, что позволяет сделать занятия спортом по-настоящему интересными и полезными для физического и духов- ного здоровья. Все сказанное в полной мере относится и к особенностям инсти- тута адаптивной физической культуры, к числу ключевых задач которого можно с уверенностью отнести формирование у лиц с ограниченными возможностями здоровья готовности и способности успешно интегрироваться в современный со- циум. При этом необходимо помнить, что «основными формами самореализации личности с ограниченными возможностями здоровья являются профессио- нально-деятельностная, социальная и личностная. Предпочтение отдается про- фессионально-деятельностной форме самореализации, проявляющейся в стрем- лении к независимому материальному положению, к профессиональным дости- жениям и компетентности, к творческому самовыражению» [1, с. 23]. Это озна- чает, в частности, что получение образования может рассматриваться в качестве ключевого фактора социальной адаптации. Исследователи отмечают при этом, что «образование оказывает решающее влияние на формирование радости к жизни и определение жизненных целей, развивает приспособляемость к меня- ющимся условиям жизни, гармонизирует существование ребенка с ОВЗ при дли- тельном нахождении в обществе» [2, с. 17]. Реализации подобного подхода могут способствовать систематические занятия физической культурой, гармонизирую- щие развитие любого человека и позволяющие ему сформировать у себя уверен- ность в достижении любых поставленных целей. В обозначенном контексте трудно переоценить ту роль, которую институт адаптивной физической куль- туры играет в жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья. На современном этапе можно выделить три взаимосвязанных аспекта ин- ституционализации адаптивной физической культуры: во-первых, это соответ- ствующая система практик, реализация которых направлена на создание необхо- димых условий для лиц с ограниченными возможностями здоровья, желающих заниматься спортом, во-вторых, это научное и методическое обеспечение подоб- ных практик, наконец, в-третьих, это система профессиональной подготовки педагогических кадров. Каждый из обозначенных аспектов вносит свой вклад в становление и развитие института адаптивной физической культуры. При этом внимание должно уделяться не только особенностям конкретного соци- ального института, но также и тенденциям развития современного общества в целом. Так, например, в процессе подготовки кадров, специализирующихся в области адаптивной физической культуры, необходимо стремиться учиты- вать актуальные подходы в профессиональном развитии педагогических работников [3], а также ориентироваться на корпоративные образовательные прак- тики, хорошо зарекомендовавшие себя в рамках повышения квалификации и про- фессиональной подготовки сотрудников организаций различного профиля [4]. Это позволит внедрить в образовательный процесс передовые педагогические техноло- гии, гарантирующие его высокую результативность и эффективность в достижении целей устойчивого развития института адаптивной физической культуры.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=