Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2023

Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 202 ственный, субъективный образ движения включается в круг объективно-обще- ственного сознания. Человек становится способным осознавать, осмысливать и эмоционально оценивать свое двигательное поведение [14]. Заключение 1. Позвольте сформулировать авторское понимание психомоторики как временного и динамичного объединения различных психических систем в единый функциональный орган, способный избирательно отражать объективную ин- формацию о движениях, формировать их психический образ, эффективно управлять двигательным поведением (шире двигательной активностью) чело- века в постоянно меняющихся средовых условиях. Благодаря тому, что принято называть познавательными процессами (ощущение, восприятие, память, внима- ние, мышление, воображение), в психомоторике отражена предметная объектив- ная действительность. Значение внешних и внутренних стимулов, вызывающих двигательную активность, находит отражение в чувствах и эмоциях человека. Несомненно, что в его двигательном поведении отражаются нужды, желания, по- требности, мотивы человека [14, 15]. 2. Уникальность психики в программировании двигательного поведения в целом, в формировании последовательности движений, в предвидении ее реа- лизации, связаны с осознанием и дальнейшим анализом результатов отража- тельной деятельности. Механизмом осознания отражательной деятельности выступает речь и средства невербальной коммуникации. В целом, адекватность двигательного поведения, включая: формирование программы двигательного поведения, ее перестройку, принятие решения о ее осуществлении, преобразова- ние «намерения действовать» в соответствующие «командные сигналы» для инициации и контроля движений, обеспечивается благодаря интеграционным процессам, связывающим в единое целое познавательную, эмоциональную, по- требностно-мотивационную функции [14, 15]. 3. Единицей психомоторики является живое движение. В нем заключено отнюдь не не пассивное, не воспроизводящее, не пересказывающее, а исполняю- щее понимание, объективирующее психофизиологическую реальность целост- ной чувственно-эмоционально-двигательной структуры, обеспечивающей опе- режающее отражение действительности непосредственно в процессе постро- ения постоянно меняющимся человеком постоянно изменяющегося двигатель- ного действия, стремящегося к обретению некой дифференцированной целост- ности в постоянно меняющейся среде . Для объективации 1 смысла, стоящего за понятием психомоторики и метафоры живого движения воспользуюсь цитатой О. М. Мандельштама. «... Представьте себе самолет,... <...>... который на полном ходу конструирует и спускает другую машину. Эта летательная машина, также точно, будучи поглощена собственным ходом, все 1 Объективацию в данном случае следует воспринимать в Бердяевском понимании как с оеди- нение духа с материей, как перевоплощение духа в тело, в объект.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=