Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2023

Материалы II Всероссийской научно-практической конференции смеждународнымучастием, посвященнойюбилеюТГПУим. Л. Н. Толстого 201 целостной чувственно-эмоционально-двигательной структуры, обеспечиваю- щей опережающее отражение действительности [14, 15]. В развитой форме живое движение обладает высокой дифференциацией элементов и разнообразно избирательных форм взаимоотношений между ними. В нем отражается предметность, произвольность, осмысленность, гетероген- ность, полифункциональность, выразительность, знаковость, постоянное строи- тельство, целостность человеческого движения и поведения в целом [2]. Центральное место в структуре живого движения человека занимает ин- тегральный психический образ решения двигательной задачи . Он обеспечивает выполнение движения в разных масштабах и с разными исполнительными орга- нами. Необходимость в психическом образе действия обусловлена доминирова- нием неотложных, изменчивых нетривиальных ситуаций, в которых двигательное поведение не может осуществляться посредством стереотипных, наследственно передаваемых форм. В процессе построения живого движения отражены основные закономер- ности развития психики человека . Сам процесс формирования живого движения представляет собой восхождение человека по сложной многоярусной системе форм одного и того же действия, из которых более поздние формы являются бо- лее совершенными дифференцированными и эффективными, но которые не мо- гут быть образованы, ни полностью использованы иначе, как на основе этих бо- лее ранних нерасчлененных форм. Переход от ранних форм к каждой следующей более сложной требует прохождения определенных ступеней, формирования определенных психических образований [7]. Живое движение человек не наследует, а приобретает особым образом – в процессе деятельностного присвоения, исторически сформировавшихся цен- ностей человеческой культуры в форме обучения. Даже самое простое двига- тельное действие, которое освоил человек – это результат его взаимодействия с идеальной (культурной) формой. Перенос культурного способа двигательного поведения в систему индивидуальных форм движений не является чисто меха- ническим, не совершается автоматически, а образует целую систему последова- тельных изменений в развитии высших форм поведения человека и тесно связан с центральными линиями его психического развития в каждый возрастной пе- риод. Движение все больше приобретает характер сознательно регулируемых действий. Уже в дошкольном возрасте наблюдается переход от тактильно-двига- тельной к зрительной и мыслительной ориентировке, становится возможным опосредованный речью способ регулирования двигательных действий, причем как речью обучающего, так и обучаемого [5]. Слово вначале выступает как вспо- могательное внешнее средство стимуляции. Затем, приобретая в процессе разви- тия характер внутреннего, психического образования, оно преобразует законы построения двигательного действия. В них начинают господствовать закономер- ности высших психических функций. Благодаря слову изучаемое движение от- ражается в сознании человека в виде интегрального психического образа. Чув-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=