Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2023

Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 200 ньев мозга [3]. Именно благодаря большому объему и подвижности межзональ- ных мозговых жестких и гибких горизонтальных и вертикальных связей обеспе- чивается нетривиальное двигательное поведение человека. Жесткие структуры мозга определяют стереотипные, хорошо сформированные навыки, обеспечива- ющие экономичное двигательное поведение человека в относительно стандарт- ных условиях. Гибкие звенья мозга, благодаря взаимозаменяемости компонен- тов, определяют вариативный характер двигательного поведения живой системы в постоянно изменяющейся среде [3]. Предпосылкой формирования и развития психомоторики человека является возрастная эволюция мозга. Избирательно созревая в соответствии с общими за- кономерностями системогенеза, мозговые структуры постепенно реализуют ге- нетически заложенную в них тенденцию развития, которая характеризуется по- этапным включением более молодых отделов головного мозга и объединением различных регулирующих центров и проводящих путей в функциональные си- стемы. Причем, происходит это не путем окончательного уничтожения старых функциональных отношений, а путем «заслонения» их новыми» за счет их затор- маживания и переконструирования. Старые функциональные отношения не ис- чезают бесследно, они сосуществуют с формами, возникающими позднее, но в «снятом» виде; оказываются заторможенными, подавленными, «спрятанными» и проявляются при нарушении физиологического состояния организма [14, 15]. Важной особенностью функциональной эволюции является то, что по мере развития и совершенствования функций, органы и ткани в своей деятельности все более и более подчиняются влиянию нервной системы [14, 15]. Неоспоримым фактом является также то, что психомоторика человека в ходе своего формирова- ния вырабатывает механизм экстраполяции двигательного поведения. Функцио- нирование этого механизма, с одной стороны, генетически зафиксировано в виде опережающего развития соответствующих мозговых ансамблей, с другой сто- роны, экстраполяция двигательного поведения во многом обусловлена богатством окружающей, прежде всего социальной культурной среды [14, 15]. Центральным моментом развития психомоторики является нарушение си- стемного баланса, когда человек в постоянно изменяющихся средовых условиях неспособен решить двигательную задачу с использованием хорошо отработан- ных средств и требуется выработка качественно нового способа ее решения. Разрешение этого противоречия означает переход на качественно новую стадию организации психомоторной функции [14, 15]. Единицей психомоторики в которой проявляется совместная слаженная де- ятельность структур мозга, обеспечивающая адекватность двигательного пове- дения человека в постоянно меняющихся условиях, воздействуя на которую можно повлиять на процесс преобразования гомогенной малодифференцирован- ной психики человека в сложную иерархически организованную психологиче- скую систему, является живое движение . Эта метафора, предложена в начале прошлого века Н. А. Бернштейном. За ней стоит психологическая реальность

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=