Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2023

Материалы II Всероссийской научно-практической конференции смеждународнымучастием, посвященнойюбилеюТГПУим. Л. Н. Толстого 199 поведения человека в постоянно меняющихся средовых условиях. Это обуслов- ливает изучение психомоторика в рамках системной и эволюционных парадигм. Исследователи пытаются понять этот феномен как некое целое, составленное взаимодействиями частей, представить психомоторное развитие человека в рам- ках взаимообусловленных, взаимопреломляющихся процессов онтогенеза, обу- чения и воспитания как единого целого, включающего: морфогенез, этогенез, психогенез [ 17 ]. С разработкой теории функциональных систем П. К. Анохина, учения о фи- зиологии активности Н. А. Бернштейна, теории динамической мозговой локали- зации психических функций А. Р. Лурия стало возможным исследовать психо- моторику как сложную многоуровневую динамическую, саморегулирующуюся и самоформирующуюся функциональную систему, детерминированную инте- грационной деятельностью структур мозга, в которой изменение одного из пара- метров функциональной системы влечет за собой не только изменение в ней са- мой, но и в других функциональных системах [1, 2, 8]. С этих позиций психомо- торика предстала некой психофизиологической целостностью единой психоло- гической системы человека, включенной во множество одновременно сосуще- ствующих и саморегулирующих функциональных систем, взаимодействие между которыми строится по иерархическому (вертикальному) и горизонталь- ному принципам, в соответствие с которыми активность индивида определя- ется доминирующей в данный момент функциональной системой . Причем, в за- висимости от смены модели потребного будущего, доминирование одной си- стемы сменяется доминированием другой системы. Место и значение психомо- торики человека в целостной психологической системе определяются актуализа- цией той или иной деятельности (шире поведения) и значимости в ней психомо- торной функции. Граница между доминирующим положением психомоторики и ее «присутствием» в качестве операционального компонента осуществления деятельности (шире поведения) человека неопределенная, изменчивая в разные моменты времени. Доминирование одной системы сменяется доминированием другой системы в зависимости от смены модели потребного будущего. Адаптив- ное двигательное поведение человека достигается благодаря интеграционной де- ятельности различных психических систем, временно объединенных в единую функциональную систему [13, 14]. Важной особенностью развития психомоторики как функциональной си- стемы является свойственная ей определенная мера неопределенности ситуации, беспорядка, приводящая к самопроизвольному переходу от одного состояния к другому – энтропии . Неопределенность состояния психомоторики ограничи- вается гомеостазом и ритмически организованной информацией, то есть соци- ально выработанными способами регуляции двигательного поведения, прави- лами, способами, ритуалами, канонами, запретами и т. п. [14, 15]. Такое поведе- ние во многом объясняется статическими и динамическими характеристиками психомоторной функции, которым соответствуют жесткие и гибкие связи зве-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=