Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2023

Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 198 Познание человека как биосоциального существа актуализировало про- блему понимания двигательного действия не как механизмов первичной кон- струкции, а как механизмов упражнения и формирования функционального органа. Для их объяснения стали применять термины «сенсомоторика» и «пси- хомоторика». Это позволило изучать построение двигательного действия как процесс и промежуточный результат взаимодействия сенсорных и моторных компонентов психической деятельности, позволяющий на основе сенсомотор- ной информации, поступающей от анализаторов регулировать, контролировать и корректировать движения, придания им целесообразный и приспособительный характер в основе которого лежит постоянное формирование адекватного чув- ственного образа движения [ 4 ]. Появление термина «психомоторика» связано с учением И. М. Сеченова о рефлексе и о элементах мысли . Иван Михайлович понимал человека как те- лесно-духовное создание, поэтому изучал его комплексно с психической и фи- зиологической сторон [18]. В теории рефлекса Сеченова заключены идеи це- лостного понимания человека через характеристики его поведения, объективи- зации в мышечных движениях всех форм психического отражения, признания двигательного анализатора интегратором анализаторных систем индивида. Это позволило не только связать двигательную функцию с работой высших отделов центральной нервной системы, но и показать психическую обусловленность дви- жений человека, выражающуюся в способности отражать объективную инфор- мацию о двигательном поведении, контролировать движения и эффективно управлять ими [18]. Наиболее полно учение И. М. Сеченова о рефлексе и о эле- ментах мысли нашли отражение в физическом образовании П. Ф. Лесгафта. Этот фундаментальный научный труд и сегодня не утратил эвристической ценности для дальнейшего научного познания двигательной функции человека. В частно- сти, в его концепции о эволюционно-генетическом пути естественного развития движений как о переходе генерализованных, примитивных двигательных форм к дифференцированным формам, развитие собственно человеческого движения предстало в виде процесса восхождения по сложной многоярусной системе форм двигательного действия, из которых более поздние являются более совершен- ными и эффективными, но которые не могут быть образованы, ни полностью ис- пользованы, иначе, как на основе этих более ранних форм; акцентировано зна- чение физических упражнений и действий с предметами в появлении элементов мысли, которое отражено в уравновешивании Лесгафтом задач физического, ум- ственного, нравственного и эстетического воспитания в физическом образова- нии ребенка [14]. На современном этапе развития науки исходным в изучении психомоторики является понимание психики человека как сложной многоуровневой саморегу- лирующейся функциональной системы, детерминированной дифференциально- интеграционной деятельностью структур мозга, находящегося в развитии. Бла- годаря уникальному свойству мозга, которое заключается в способности к опе- режающему отражению действительности, психика обеспечивает адекватность

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=