Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2023

Материалы II Всероссийской научно-практической конференции смеждународнымучастием, посвященнойюбилеюТГПУим. Л. Н. Толстого 197 за двигательной активностью и поведением стоит целостный живой организм вплоть до человека производящего ряд деятельностей . Высокие научные традиции, сложившиеся в начале XX века в области фи- зиологии активности, психологии произвольного движения, педагогики, меди- цины, биомеханики и кинезиологии позволили утверждать о чрезвычайной сложности, расчлененности движений человека на мельчайшие детали, на огром- ное количество взаимосвязанных частей, а также о многоуровневом характере построения движений. Это способствовало возникновению идеи о многоиерар- хическом группировании двигательного состава, и представления о наличии многоструктурных двигательных и информационных связей между подсисте- мами целостной системы движений [16]. Двигательные действия стали рассмат- риваться как система произвольных движений, как процесс и результат деятель- ности сложной функциональной системы, обеспечивающей согласованное уча- стие всех систем организма, включая сердечно-сосудистую, дыхательную, пище- варительную, выделительную, нервную и др. систем [15, 16]. В результате в се- редине прошлого века в отечественной психологии и педагогике наметился пе- реход от изучения механики простого сенсомоторного движения к раскрытию психологических механизмов сложного двигательного действия как процесса конструирования сложных форм поведения человека. В результате появилось понятие «произвольное движение» – культурно-детерминированное двигатель- ное действие, в котором отражается общественно выработанные формы и спо- собы удовлетворения актуальных потребностей человека в виде культурных дви- гательных образцов. Построение их предполагает достаточную сложную психи- ческую регуляцию [14]. С разработкой в середине ХХ века учения о физиологии активности Н. А. Бернштейна, теории динамической мозговой локализации психических функций А. Р. Лурия двигательная система человека стала изучаться как слож- ная, многоуровневая, динамическая, саморегулирующаяся, самоформирующа- яся функциональная система. Для объяснения ее построения были выработаны такие взаимодополняющие понятия, как «модель потребного будущего», «дви- гательная задача», «функциональный орган», «активность», «внутренняя мото- рика», «хронотоп», появилась метафора «живое движение» [2, 8, 13]. С выдви- жением Н. А. Бернштейном положения об организме как о системе, активно воз- действующей на среду, принципа активности в отношении к организации движе- ний человека, позволило изучать процесс построения двигательного действия как моделирование потребного будущего в форме задачи действия в порядке преодоления внешних препятствий и активной битвы за результат [2]. Для объяснения двигательного поведения человека стало применяться по- нятие доминанты как главного принципа функционирования нервных центров в виде всякого временного сочетания сил, способного осуществить определен- ное достижение, как определенного энергетического фонда организма, который расходуется в каждое мгновение преимущественно по определенному вектору и, тем самым, снимающего с очереди другие возможные виды активности [19].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=