Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2023
Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 196 медико-биологической и психолого-педагогической направленности: биомеха- ники, анатомии и физиологии, неврологии и невропатологии, кинезиологии, пси- хологии и педагогики, специальной психологии и педагогики, нейро-и патопси- хологии, теории и методики физического воспитания, лечебной физической культуры и др. Исторически первым оформился биомеханический подход к изучению те- лесных движений, который позволяет определить количественную меру двига- тельных действий, объяснить их физическую сущность, раскрыть сложность строения тела человека и его движений. Предпосылками его возникновения яв- ляются научные достижения в эпоху Возрождения в области естественных наук Л. да Винчи, Г. Галилей, И. Ньютон, В. Гарвей, Дж. Борелли, В. Гарвей и др. [16]. В середине XIX века изучению кинематических и динамических характеристик движений были посвящены работы братьев В. и Э. Вебер, Е. Майнбриджа, Э. Марей, В. Брауне, О. Фишера и др. В биомеханических исследованиях появи- лись первые сведения об иерархическом группировании двигательного состава, наличии многоструктурных двигательных и информационных связей между подсистемами целостной системы движений; о биомеханических закономерно- стях в функционировании различных органов и систем организма, развитии фи- зических способностей; были предприняты первые попытки разработки количе- ственной оценки качественных характеристик движений [16]. В конце XIX в. и начале XX столетия И. М. Сеченов, И. П. Павлов с группой учеников развили учение о целостности и открытости животного организма, раз- веяли миф о человеке как несвязанных друг с другом начал – телесного и духов- ного. Однако, долгое время процесс формирования двигательного действия изу- чался в парадигме представления об организме как о пассивной реактивной си- стеме, реакции которой жестко детерминированы средовыми воздействиями, а двигательное поведение – как цепь реакций, реализуемых благодаря условно- рефлекторной деятельности со строго детерминированными отношениями. Со- ответственно с этими представлениями процесс построения двигательного дей- ствия исследовался на сенсомоторном уровне регуляции движений и, как след- ствие, интерпретировался как ответ на внешнее воздействие пассивного субъ- екта, обусловленный его врожденной организацией и научением сопровождае- мым проторением пути в центральной нервной системе при все большем и боль- шем повторении стимула с использованием готовых врожденных или приобре- тенных схем регуляции двигательного поведения. Рефлекс стал ядерным основа- нием объяснения разных типов поведения человека. Затем реакция организма стала признаваться избирательной по отношению к среде, схема рефлекса при- обрела кольцевой характер, а комплекс мышечных реакций – трактоваться ак- тивным фактором взаимоотношения целостного организма и среды [11]. Это принципиально изменило представление о месте мышечной реакции во взаи- моотношении организма с средой, в регуляции поведения и деятельности человека. Поведение стало самоценным понятием, не сводимым, ни к физио- логическим процессам, ни к процессам сознания. Пришло понимание того, что
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=