Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2023
Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 192 В процессе обучения студентов в педагогическом вузе усилия профессор- ско-преподавательского состава направлены на формирование у будущих педа- гогов компетенций, определенных Федеральным государственным образова- тельным стандартом. В то же время, уровень подготовленности выпускников педагогических вузов, должен соответствовать требованиям профессионального стандарта педагога (учителя), где представлены трудовые функции в соответ- ствии с уровнями квалификации, необходимые знания и умения, которыми дол- жен обладать работник для замещения определенных должностей в образова- тельном учреждении. Разрабатываемые педагогами фонды оценочных средств, позволяют в полной мере определить уровень подготовленности специалистов. Однако, весьма интересными и актуальными остаются вопросы формирования у студентов профессионально значимых личностных качеств, как основы реали- зуемой на практике профессиональной деятельности роли личности педагога в воспитании подрастающего поколения. Вызывает интерес поиск средств и ме- тодов воспитания значимых для профессиональной деятельности качеств у сту- дентов в процессе освоения учебных дисциплин. Занятия физической культурой и спортом всегда рассматривались как дей- ственное средство воспитания личностных качеств, однако, для эффективности данного процесса необходимо педагогическое руководство. Определение наибо- лее благоприятных условий для развития профессионально значимых для буду- щих педагогов личностных качеств и является проблемой исследований в обла- сти физической культуры. Обучающимся в педагогическом вузе предоставляется возможность выбора физкультурно-спортивных видов, занятиям которыми они отдают предпочтение. Среди них есть дисциплина «Спортивные игры». В учебном пособии под редакцией Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова под спортивными играми понимаются: «Игры, связанные со спортом, базирующиеся на соревновании» [1]. В ТГПУ имени Л. Н. Толстого учебная дисциплина “Спор- тивные игры” включает в себя такие виды спорта, как футбол, баскетбол, волей- бол, настольный теннис, бадминтон. Одной из основных целей в спортивной игре является победа над соперником, благодаря чему развивается такое личностное качество, как целеустремленность. В командных играх важно, чтобы игроки научились согласованно выполнять дей- ствия, чувствовать и поддерживать друг друга, подчинять свои интересы интересам команды. Это способствует развитию чувства эмпатии и коммуникабельности. В течение занятия спортивными играми выполняется достаточно большой объем физической нагрузки, и справиться с ней студентам помогают такие лич- ностные качества как настойчивость и выдержка. Во время игры студенту надо быстро и правильно оценить ситуацию, чтобы выбрать и применить правильное для конкретной игровой ситуации защитное или атакующие действие. Это помогает становлению и развитию у студентов са- мостоятельности, инициативности и решительности, то есть тех качеств, кото-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=