Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2023

Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 174 года занятий составила 120 занимающихся. Каждый учебный год обучение по программе проходило 60 обучающихся. Для организации и проведения занятий по адаптивному скалолазанию спе- циалистами РОО «Федерация скалолазания Нижегородской области» совместно с представителями Института реабилитации и здоровья человека ННГУ им. Н.И. Лобачевского в 2021 году была разработана адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей и подростков с ОВЗ и инвалидностью (обучающиеся с интеллектуальными нарушениями) «Адаптив- ное скалолазание», с учетом условий занятий в центре скалолазания [1]. В соответствии с тематическим планом занятий по адаптивному скалолаза- нию с детьми с ОВЗ занятия проводились 2 раза в неделю по 2 часа малогруппо- вым методом (3–4 занимающихся). Оценка эффективности составленной адаптированной дополнительной об- щеобразовательной общеразвивающей программы для детей и подростков с ОВЗ и инвалидностью «Адаптивное скалолазание» проводилась с использованием те- стов на оценку физической подготовленности занимающихся. Данные тесты доступны для выполнения детям с нарушением интеллекта на начальном этапе занятий, позволяют оценить уровень развития разных физических качеств, реко- мендованы к использованию Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта спорт лиц с интеллектуальными нарушениями и включены в про- грамму занятий по адаптивному скалолазанию для детей с ОВЗ [1, 7]: – гибкость – тест «Наклон туловища вперед в положении сидя»; – скоростно-силовые способности – тест «Прыжок в длину с места»; – статическое равновесие – проба Ромберга (пяточно-носочная); – сила мышц рук – тест «Вис на перекладине на согнутых руках»; – сила мышц туловища – тест «Поднимание туловища из положения лежа в положении сидя за 30 с». Предложенные тесты не требуют специальных условий для проведения те- стирования и выполнялись в центре скалолазания «Ладъ». Тестирование прово- дилось дважды: в начале и в конце учебного года. Полученные результаты обрабатывались методом математической стати- стики. Для оценки статистической значимости различий между исходными и ко- нечными значениями в ходе исследования использовался W-критерий Уилкок- сона (Вилкоксона) для связанных выборок. Результаты исследования и их обсуждение Результаты тестирования физической подготовленности участников иссле- дования, занимающихся адаптивным скалолазанием, в течение одного учебного года показали статистически значимое улучшение результатов по всем исследу- емым показателям. Наибольшие положительные изменения произошли у занимающихся в силе мышц рук (тест «Вис на перекладине на согнутых руках»). Медиана показателя по данному тесту улучшилась в 3,28 раза относительно исходного уровня (с 0,52 с до 2,23 с, р≤0,01). В начале исследования 43 % участников не смогли выполнить

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=