Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2023

Материалы II Всероссийской научно-практической конференции смеждународнымучастием, посвященнойюбилеюТГПУим. Л. Н. Толстого 173 дополнительные общеобразовательные программы должна составить в 2024 году 50 %, а к 2030 году должна достичь 80 % от общего числа детей данной категории. В 2022 году этот показатель составлял всего 2,9 % [8, 9]. Дополнительное образование способно расширить познания о возможно- стях и способностях ребенка с ОВЗ, обеспечивает его дальнейшее развитие в из- бранной сфере деятельности, формирует новый круг общения, способствует вовлечению в активную деятельность не только самого ребенка, но и его бли- жайшего окружения [4, 5]. В настоящее время в Российской Федерации проходит период формирова- ния системы дополнительного образования детей с ОВЗ и инвалидов в области физической культуры и спорта [3]. Ценность дополнительного образования физ- культурно-спортивного направления для детей с ОВЗ и инвалидов определяется тем, что через дополнительное образование возможно активизировать регуляр- ную физическую активность детей и подростков с инвалидностью, сделать заня- тия физической культурой частью их активного отдыха и культурного досуга. Занятия в организациях дополнительного образования могут стать формой круг- логодичной физической активности для детей-инвалидов, в рамках которых возможна реализация различных форм занятий: занятия в бассейне, занятия в спортивном зале, на стадионе и на улице, физкультурно-спортивные праздники и соревнования [4]. Одним из активно развивающихся видов адаптивного спорта, доступных для детей и подростков с ОВЗ и инвалидностью, стало адаптивное скалолазание. В теории адаптивной физической культуры скалолазание является экстремаль- ным видом двигательной активности. Но современные крытые скалодромы и центры скалолазания позволяют моделировать трассы различной сложности и обеспечивать все условия для безопасных занятий по адаптивному скалолаза- нию. Адаптивное скалолазание становится все более массовым и доступным ви- дом спорта, который доступен для реализации в системе дополнительного обра- зования для детей и подростков с ОВЗ и инвалидностью [6, 7]. Цель исследования – оценка эффективности реализации адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по адап- тивному скалолазанию как формы дополнительного образования детей и под- ростков с ОВЗ и инвалидностью. Организация и методы исследования. Период проведения исследования: сентябрь 2021 года – май 2023 года. Ис- следование было организовано и проводилось на базе центра скалолазания «Ладъ» (г. Нижний Новгород) в рамках реализации проекта «Нет недосягаемых высот». Группа исследования состояла из занимающихся с нарушением интел- лекта и с психическими заболеваниями (расстройство аутистического спектра, синдром дефицита внимания и гиперактивности, задержка психического раз- вития, умственная отсталость) в возрасте от 5 до 17 лет. Общая выборка за 2

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=