Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2023

Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 168 Abstract. Based on an approximate adapted basic general education program for schoolchildren with mental retardation, adaptive physical education classes were organized at the Suvorov School for students with disabilities, the features of which are presented in the article. Keywords: adaptive physical culture, students with intellectual build-ups, approximate adapted basic general education program. В последнее десятилетие связи с особым вниманием государства к детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе к школьникам с интел- лектуальными нарушениями, были разработаны и внедрены в практику: Феде- ральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умствен- ной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и примерная адаптирован- ная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [3, 4]. Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) для школьников с умственной отсталостью была призвана помочь педагогам, рабо- тающим с детьми с ОВЗ. По сути, программа стала для учителей точным педаго- гическим инструментом, позволяющим реализовывать образовательный процесс с учетом возможностей школьников. Учащимся с интеллектуальными наруше- ниями программа дала возможность получить общее образование наравне со своими нормотипичными сверстниками. Примерная АООП для школьников с умственной отсталостью может быть дополнена исходя из тех условий, которые созданы в конкретном образовательном учреждении для реализации наиболее оптимальной образовательной траектории [1, 4]. Адаптивная физическая культура является обязательным разделом учеб- ного плана и включает в себя шесть основных составляющих – плавание, кор- рекционные подвижные игры, лыжная и велосипедная подготовка, физическая подготовка и туризм. В учебном плане адаптивная физическая культура реали- зуется на протяжении всего периода обучения – с первый по тринадцатый год обучения. Ориентирами достижений учащихся для каждого из годов обучения является минимальный или достаточный уровень освоения программы. Изучение опыта работы Суворовской школы для обучающихся с ОВЗ и про- веденный формирующий педагогический эксперимент, в котором приняли уча- стие учащиеся пятых классов с интеллектуальными нарушениями, позволили нам выделить ряд условий реализации раздела «Адаптивная физическая куль- тура» АООП для школьников с интеллектуальными нарушениями: – систематические занятия адаптивной физической культурой должны стать для образовательного учреждения необходимой и важнейшей составляющей психофизического развития школьников с интеллектуальными нарушениями; – до начала проведения и в процессе занятий адаптивной физической культурой должен проводится дополнительный педагогический и медицинский контроль за состоянием здоровья учащихся; в ходе эксперимента нами было выявлено, что у большинства учащихся с интеллектуальными нарушениями наблюдается наруше- ние частоты, глубины и ритма дыхания, согласованности движений с дыханием;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=