Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2023

Материалы II Всероссийской научно-практической конференции смеждународнымучастием, посвященнойюбилеюТГПУим. Л. Н. Толстого 165 Но по неопытности и слабости здоровья (в том числе и из-за плохого пита- ния) первые тренировки будущего Олимпийского чемпиона закончились пла- чевно, как он сам рассказывал: «Двухпудовые гири 30 раз зубами поднимал. При- вязываешь к гире веревку, зубами хватаешь и тягаешь. Очень развивает спину и шею. Я в книге об Иване Поддубном это упражнение вычитал. А как-то залез на перекладину, хотел крутануться – и головой вниз. Подняли, повезли на телеге к фельдшеру. Очередь огромная. Внезапно голова закружилась, по стеночке сполз. Очухался в палате. Гляжу – койки кругом, чей-то голос: «Ну вот. Жить будет!» А сестренка мне объяснила, где лежу. Палата смертников, с последней стадией туберкулеза. Каждое утро смотришь – еще одна коечка заправлена. Унесли хоронить. Ночи не проходило, чтоб кто-то не умер. Уговорил я мед- сестричку, вещи мои отдала. И сбежал…» [2] А затем в воспоминаниях можно найти такие факты: «Деревенский учитель Леонид Харитонов сам был горячим поклонником спорта и всячески прививал любовь к нему своим ученикам. Каждый урок – напряженная тренировка. Каждое воскресенье – соревнования. Да не простые, а с подзадориванием, с незатейливыми, но желанными призами, с неизменным вопросом: – Ну, а сегодня кто кого? У Харитонова научился Слава искусству постановки корпуса, широкому лыжному шагу, смелым поворотам... Но главное, школьный учитель передал ему свой широкий серьезный взгляд на спорт и наказ: никогда не довольствоваться тем, чего достиг, мечтать и бороться за свою мечту» [5, с. 155]. Потом, уже будучи на вершине славы, что особенно приятно, Вячеслав Пет- рович Веденин часто вспоминал добрым словом своего первого наставника. Вот его ответ на один из вопросов корреспондента журнала «Физкультура и спорт» в 1973 году: «Мне очень повезло. Когда я был подростком, у нас в школе был учителем физкультуры Леонид Григорьевич Харитонов. Это он привил мне лю- бовь к спорту, особенно к лыжам. Я у него выполнил норму второго мужского разряда» [3, с. 32]. Моя бабушка говорила, что Леонид Григорьевич вспоминал о выпускном вечере в сельской школе (этот рассказ она старательно тогда записала даже на листе бумаги): «Пожелал я ребятам счастливого пути. Ну, и говорю: «Вот, мол, из нашей Слободы, по слухам, и генералы вышли, и даже министры, а о мастерах спорта не слышно…» И тут вскакивает Славка Веденин, невысокий такой, щупленький: «Леонид Григорьевич! Я буду мастером спорта. Вот увидите». Ну, откровенно говоря, забыл я про эти слова, а вернее, не придал им значения» [4, с. 28]. Уже потом узнал Харитонов, что воспитанник его служит в армии и что вы- полнил норму мастера спорта по велосипеду, а потом – по лыжам. Веденин не забыл о своем слове, да и не в слове было дело, просто он твердо шел к намеченной цели. Отмеченными днями упорных тренировок, проходили годы. И однажды принес почтальон в дом скромного учителя физкультуры на окраине деревни письмо с московским обратным адресом. Писал Веденин:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=