Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2023

Материалы II Всероссийской научно-практической конференции смеждународнымучастием, посвященнойюбилеюТГПУим. Л. Н. Толстого 135 Keywords: adaptive physical education, mental retardation, preschoolers, means, methods, principles. Тенденцией последних лет является стойкое увеличение количества детей с различными отклонениями в состоянии здоровья. Самую многочисленную группу среди всех нозологий занимают дети с задержкой психического развития (ЗПР). Данную диагностную характеристику ставят в последнее время многим детям на основании медицинских обследований и психолого-педагогических ха- рактеристик. Сложность данной нозологии заключается в том, что специфика за- болевания разнообразна, имеет множество проявлений. У детей с ЗПР во время статического напряжения происходит снижение об- мена веществ, замедление обмена крови и кровоснабжения мозга, повышается артериальное давление, нарушается дыхание, становясь поверхностным, усугуб- ляется застойные явления в мышцах, мозг страдает от гипоксии. Эти изменения приводят к снижению умственной работоспособности, утомлению. Чем больше движений совершает ребенок, тем лучше у него развивается кора головного мозга, управляющая всей жизненной деятельностью. В резуль- тате их влияния у детей образуется много новых условных рефлексов: они ста- новятся активнее, внимательнее, улучшается согласованность (координация) движений, создается бодрое радостное настроение. Основными формами удовлетворения потребности в движении являются утренняя гимнастика, занятия адаптивной физической культурой, подвижные игры на прогулке т. д. Процесс адаптивного физического воспитания дошколь- ников с задержкой психического развития должен происходит с учетом специ- фики заболевания, особенностей физического и психического развития занима- ющихся. Педагоги, осуществляющие процесс адаптивного физического воспитания данной нозологической группы должны хорошо знать сущность планирования физкультурно-оздоровительной деятельности, особенности методики адаптив- ного физического воспитания, показания и противопоказания к физической нагрузке детей. Также педагогам необходимо хорошо разбираться в адаптиро- ванных основных образовательных программах. В этой связи анализ процесса адаптивного физического воспитания до- школьников с задержкой психического развития представляет научный интерес и является вопросом настоящего исследования. Цель исследования: изучить особенности использования средств и методов адаптивного физического воспитания для дошкольников с задержкой психиче- ского развития. Методы исследования: анализ литературных источников. А. П. Михайлова в своем исследовании предложила поиск путей оптимиза- ции коррекционноразвивающей работы с детьми с ЗПР, в частности повышение эффективности занятий лечебной физкультурой по коррекции осанки. Автор предлагает к использованию в работе с детьми с ЗПР комбинированные игровые

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=