Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2023

Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 126 В рамках получения высшего образования дисциплина "Физическая куль- тура" является обязательной в РФ. Занятия адаптивной физической культурой каждый вуз осуществляет исходя из материально-технического обеспечения и уровня квалификации профессорско-преподавательского состава [3]. Многие ученые отмечают благоприятное воздействие плавания на организм студентов – инвалидов. Благодаря положительному воздействию свойств воды на организм человека плавание является одним из самых востребованных и без- опасных видов двигательной активности [2]. В настоящее время в РГПУ им. А. И. Герцена организован учебный процесс по элективной дисциплине Физическая культура, в том числе для студентов спе- циальной медицинской группы "Б" и студентов-инвалидов. Для студентов дан- ных групп здоровья осуществляются занятия: по бочча, новусу, шоудауну, корн- холлу, настольному теннису, офп, фитнес - технологиям и плаванию. Всего в РГПУ им. А. И. Герцена на 2022–2023 уч.г. обучалось 370 студентов с ограни- ченными возможностями здоровья, из них 150 – студентов-инвалидов. Для по- лучения зачета по элективной дисциплине "Физическая культура" студентам 1–3 курсов необходимо посетить 30 занятий в год 15 в первом и 15 во втором семестрах. Также по уважительной причине (плановая реабилитация, длительная болезнь) студенты могут выполнять задания дистанционно, в специально разра- ботанных электронно – методических комплексах, а также при необходимости и предварительному согласованию с преподавателями посещать очные занятия и частично выполнить задания в ЭУКе, «доработав» не хватающие занятия для зачета. В рамках реализации дисциплины физическая культура студенты с ОВЗ могут выбирать виды занятий по адаптивной физической культуре, исходя из расписания занятий, предпочтений, состояния здоровья и уровня физического развития. Всего занятия по плаванию посетили 40 человек. Многие из студентов не смогли посетить занятия в бассейне из-за ограничений в состоянии здоровья (аллергия, различные соматические заболевания). Из 40 обучающихся с ОВЗ, по- сетивших занятия по плаванию : 15 студентов имеют инвалидность, 25 отнесены к специальной медицинской группе «Б». До начала занятий нами были опреде- лены уровень развития дыхательной системы и выносливости. Из 40 студентов были выбраны 26 человек, из них 11 студентов-инвалидов и 15 студентов с ОВЗ, посетивших все занятия с февраля по апрель. Студентам необходимо было вы- полнить два тестовых задания: проплыть без остановки максимальное расстоя- ние любым способом и задержать дыхание под водой. После проведения 10 за- нятий показатели испытуемых студентов с инвалидностью значительно улучши- лись. По тесту – «задержка дыхания под водой» прирост составил – 39 %, «про- плывание без остановки» – 90 % (показатель оказался столь высок так как до эксперимента 5 человек не умели плавать). У студентов специальной медицин- ской группы " Б" прирост тоже оказался высоким. По тесту – «задержка дыха- ния» прирост показателя составил – 40 %, «проплывание без остановки» – 65 %. До начала педагогического эксперимента умения студентов-инвалидов соста- вили: 5 – человек – не умели плавать, 5 – умели держаться на воде, 1 – занимался

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=