Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы 2023

Материалы II Всероссийской научно-практической конференции смеждународнымучастием, посвященнойюбилеюТГПУим. Л. Н. Толстого 121 Abstract. The article is devoted to the consideration of the practice of using digital technologies in the education of persons with disabilities and people with disabilities. The positive characteristics and aspects of using an online course in the discipline «Philosophy» in the educational process are considered. Keywords: inclusive education, digital technologies, gadgets, online course, Moodle, Tula state Leo Tolstoy pedagogical University. На современном этапе образовательный процесс предполагает активное внедрение цифровых технологий. Как справедливо отмечают Улыбин В. С., Улыбина О. В., Хахалкина У. В. именно цифровые технологии помогают «поста- вить в центр внимания обучение учащихся и дают возможность для развития всей системы образования в РФ» [1]. В качестве основных тенденций развития современного образования можно выделить постепенный переход от прямого обучения к индивидуальному контакту с учащимися, а также необходимость обеспечения равного доступа к образованию для всех категорий обучающихся с учетом индивидуальных возможностей и разнообразия особых образователь- ных потребностей. Все это определяет инклюзивное образование, которое осо- бенно важно для детей и молодых людей с ограниченными возможностями здо- ровья, с особенностями развития, с инвалидностью и т. д., особенно нуждаю- щихся в общении со сверстниками, получении образования и воспитания. Орга- низация обучения детей с особыми потребностями в одном учебном заведении вместе с нормально развивающимися сверстниками закреплено в Федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273-Фз «Об образовании в Российской Федерации». Данное направление обучения может быть обозначено как «интеграция», т. е. «интегрирование» детей с ограниченными возможностями здоровья, с инва- лидностью в обычные неспециализированные учебные заведения в среду здоро- вых сверстников. Однако, рассмотрение инклюзии и интеграции не является це- лью данной статьи, поэтому мы лишь обозначим «интеграцию» как одну из ве- дущих тенденций современного образования и подчеркнем ее важность и значи- мость для лиц с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью [Об интеграции и инклюзии см. подробно: 2]. Атрибутом и важнейшим инструментом современного образования высту- пает персональный компьютер (и / или ноутбук) и связанные с ним цифровые технологии. «Основная идея этих технологий состоит в том, – подчеркивает Сма- илова А. И., чтобы «компенсировать» за счет использования компьютера имею- щийся недостаток развития ребенка, и таким образом облегчить или открыть ему возможность интеграции в общество и, в конечном итоге, достигнуть социаль- ной полноценности» [3]. Кроме того, использование цифровых технологий в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инва- лидностью как в среднем, так и высшем учебном заведении способствует освое- нию ими современных технических средств информатизации, обеспечение луч- шего запоминания и усвоения учебного материала в более доступной и нагляд- ной форме, формирования определенных знаний, навыков и умений, в том числе по изучаемым предметам, расширения круга общения. Так, Кукушкина О. И.,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=