ДЕТИ И ДЕТСТВО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ

97 очень многое» и критиковала большинство из выпущенных в том году Гос- издатом 75 книжек для детей от 7 до 10 лет. В статье «К вопросу о детской книжке» Крупская изложила основные требования к детской литературе, ис- ходя из возраста ребенка: «…если дошкольника надо защищать главным об- разом от ведьм и людоедов, от дезориентирующих образов, то ребят 8–13 лет надо защищать от буржуазной морали, от дезориентирующих оценок соци- альных отношений» 1 (1926). В другой программной статье Крупская утверждала, что « содержание детской книги должно быть коммунистическое . <…> Совершенно ясно, что необходима непримиримая борьба с детскими книжками, проникнутыми чуж- дой идеологией. <…> Необходимо сосредоточить как можно больше внимания на фронте детской книги. <…> Надо дать детям, подросткам нашу, советскую, коммунистическую книжку» 2 (1931). Эти представления руководителя Главполитпросвета о детской книге во- площались в конкретные ограничительные решения. Поскольку домашние биб- лиотеки тогда были доступны меньшинству населения, основной удар был нанесен по общественным и школьным библиотекам, которые курировал Наркомпрос. Еще в 1920 г. политпросветотдел Наркомпроса разослал на места инструкцию о пересмотре каталогов и изъятию устаревшей литературы из обще- ственных библиотек. В марте 1923 г. вышел документ за подписью Н. К. Круп- ской «О пересмотре книжного состава библиотек и изъятию контрреволюцион- ной и антихудожественной литературы», который положил начало небывалой чистке массовых общественных библиотек. В конце этой инструкции публико- вался список из 1200 книг, подлежащих изъятию. В результате развернутой кампании в течение десятилетия было изъято и уничтожено более половины книжных фондов массовых библиотек 3 . Среди запрещённых книг оказались произведения Лескова, Фонвизина, сочинения Платона, Л. Толстого, Тургенева, Достоевского, Гончарова. Используя термин А. Блюма, эту кампанию вполне правомерно назвать началом детского «тотального библиоцида» 4 , поскольку самое большое количество подлежащих изъятию книг было в разделе детской литературы. От юного читателя должны были уйти навсегда 93 автора, среди которых были Бекетов с книгой «Отчего и почему?», Н. Богданов с произведе- нием «Пасхальное яичко», Д. Мамин-Сибиряк, А. Конан-Дойль и др. 5 Советские дети искусственно отлучались от популярной и познавательной детской художественной литературы. Вместе с тем, большевистские идеологи настойчиво навязывали школьникам «желательное чтение», рассылая по школь- ным библиотекам рекомендательные списки литературы по различным темам: 1 Крупская Н. К. К вопросу о детской книжке // Крупская Н. К. Педагогические сочинения: В 10 т. Т. 3. С. 244–247. 2 Крупская Н. К . Детская книга – могущественное орудие социалистического воспитания // Круп- ская Н. К. Педагогические сочинения: В 10 т. соч. Т. 3. С. 439–442. (Курсив в источнике. – А. Р .). 3 Цензура в Советском Союзе. 1917–1991. Документы / Сост. А. В. Блюм. М., 2004. С. 73. 4 Блюм А. В. Советская цензура в эпоху тотального террора. 1929–1953. СПб., 2000. С. 94. 5 Стецура Ю. А. Революционный пафос и трагизм поколения 20-х и 30-х годов. Екатерин- бург; Пермь, 1995. С. 84.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=