ДЕТИ И ДЕТСТВО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ
96 На одном из закрытых совещаний с представителями облкрайлитов руко- водитель Главлита П. И. Лебедев-Полянский недвусмысленно наставлял своих подчиненных: «Сплошь и рядом наша детская литература бесклассова <...> есть лишь приказы слушаться папу и маму. Пора от этого отказаться <...> Тут мы, конечно, должны быть особенно жестоки, несмотря на то что детской книги у нас мало» 1 . Однако было бы не корректно сводить цензуру детской литературы к ве- дению исключительно органов Главлита. Последний скорее был «верхушкой айсберга», исполняя коллективную волю закулисного руководства в лице выс- шей партийной и комсомольской номенклатуры, агитпропа, а также соответ- ствующих структур внутри ВЧК–ОГПУ–НКВД. Симптоматично, что Главлит до середины 1930-х гг. находился в структуре Наркомпроса. Главполитпросвет с Государственным ученым советом (ГУС) и Главсоцвосом – другими надзи- рающими органами за идеологической «чистотой» детской литературы – также входили в состав Наркомпроса в 1920-е гг. 2 Порой эти органы спорили между собой, как это было в отношении изда- ния «Курочки-Рябы» в 1927 г., когда Деткомиссия при ГУС настаивала на запрете печатания «Курочки-Рябы», а Комиссия при Главсоцвосе, напротив, включила эту книгу в список лучших детских произведений. То же было и с «Белочкой». В итоге Главлит разрешил обе эти сказки, но был вынужден ста- вить этот вопрос на Коллегии Наркомпроса, и в спор был вынужден вмешаться А. В. Луначарский 3 . Одним из главных идеологов детской книжной цензуры была председатель Главполитпросвета Н. К. Крупская. Примечательно, что отец Надежды Кон- стантиновны в свое время считал, что «надо действовать не запретами, а давать детям интересные для них, увлекательные, хорошие книжки» 4 . А супруг её В.И. Ленин в 1914 г. сделал такую вставку в рукопись статьи своей жены: «Ни в одной культурной стране мира не осталось … такого гнусного учреждения, как цензура. А у нас, помимо общих преследований печати … издаются еще во сто- крат более стеснительные правила против народных библиотек!» 5 . В феврале 1927 г. Н. К. Крупская предлагала такой рецепт использования до- революционной литературы в формировании коммунистического мировоззрения у советских детей: «Старую книжку надо переделать, надо её “осоветить”» 6 . При этом она в целом тепло отзывалась о старой литературе, которая «давала детям 1 Цит. по: Блюм А. В. За кулисами «Министерства правды»: Тайная история советской цензу- ры. 1917–1929. СПб., 1994. С. 246. 2 Институты управления культурой в период становления. 1917–1930-е гг.: Партийное руковод- ство; государственные органы управления: Схемы. М., 2004. С. 112, 115, 117, 122, 124, 136, 139. 3 Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. А-2306. Оп. 69. Д. 1581. Л. 7–8. 4 Крупская Н. К. Что я помню из прочитанных в детстве книг // Крупская Н.К. Педагогиче- ские сочинения: В 10 т. М.: Изд-во Академии пед. наук, 1957–1963. Т. 1. С. 30. 5 Ленин В. И. Вставка к статье Н. К. Крупской «К вопросу о политике министерства народно- го просвещения» // Ленин В. И. Полное собрание сочинений: В 55 т. М.: Госполитиздат, 1958–1965. Т. 24. С. 270. 6 Крупская Н. К. О детской библиотеке и детской книге: (Доклад и заключительное слово работ- никам детских библиотек) // Крупская Н. К. Педагогические сочинения: В 10 т. Т. 8. С. 172.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=