ДЕТИ И ДЕТСТВО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ
94 Обухов А. С. Если примерно десять лет назад молодежные субкультуры были весьма ярко выраженными и относились к так называемым реальным группам, то сейчас они гораздо менее выражены во внешнем виде и в значительной степени пе- решли в виртуальное сообщество. Они не оторвались от значимости реальных встреч, но этот момент стал носить подчиненный характер. Очень важно отметить, что снизилась возрастная планка. В том возрасте, когда 12 лет подростки активно идентифицировали себя с субкультурой, сейчас они говорят: «Нет, я уже вырос…» Плюс репертуар их стал увеличиваться и дифференцироваться внутри, но при этом включенность в субкультуры с большим эмоциональном погружением и выраженным внешним видом снизилась. Внешне фиксируемые вещи уходят, здесь особенно силь- но поменялся контекст бытования. Если лет 15 тому назад механизм деятельности субкультур строился во многом на оппозиции «свой – чужой», то сейчас механизмы идентификации не всегда осуществляются через противопоставление. Здесь все рав- но очень важно наличие границ и отличения от других, но это теперь скорее отличие от всех других, а не оппозиция в отношении какой-то конкретной субкультуры. Тендрякова М. В. Большое спасибо, очень интересное наблюдение! И это при том, что поколение толкинистов 40+ еще доигрывает, они не выросли и не стремятся к этому… А. Ю. Рожков Кубанский государственный университет (Краснодар) К ВОПРОСУ О ЦЕНЗУРЕ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ 1920–1930-х ГОДОВ Представленный доклад частично продолжает тему моего исследования об ин- доктринации советскости в букварях конца 1920-х – начала 1930-х гг., результаты которого были сообщены на конференции в 2014 г. в библиотеке им. К. Д. Ушинско- го, куда меня любезно пригласил Виталий Григорьевич Безрогов. Тогда это был мой первый опыт работы с учебными текстами, за что я ему безгранично благодарен. Мой настоящий доклад, в отличие от предыдущего, не претендует на ис- черпывающий анализ заявленной проблемы, да и исследовательские процедуры другие. Работа носит обзорный характер и базируется преимущественно на опубликованных документах. Поставив своей исследовательской задачей по- нимание механизмов работы цензуры в детской литературы в раннем СССР, я попытаюсь рассмотреть тему с нескольких сторон: 1) деятельность официаль- ных органов цензуры, 2) анализ реальных читательских интересов детей, 3) представления «коллективных» взрослых (родителей) о цензуре и детском чтении. Несмотря на критический характер использованных документов и ав- торских выводов, в мои задачи не входила демонизация соответствующих со- ветских институций, поскольку институт цензуры не является изобретением большевиков 1 . Кроме того, проблему цензуры в детской литературе 1920–30-х гг. нельзя рассматривать вне общего контекста формирования «нового человека». 1 См., напр.: Жирков Г. В. История цензуры в России XIX–XX вв. М., 2001; Цензура в Рос- сии: История и современность: Сб. науч. тр. СПб., 2001–2011. Вып. 1–5; Цензура в России:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=