ДЕТИ И ДЕТСТВО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ
92 мер, фильм «Перемеха» 2018 года: https://youtu.be/uCpOSLFL5H8 ). Подростко- вые субкультуры как пространство экспериментирования – результаты данного исследования легли в основу одного из сборников семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики», в его издании мне удалось соучаствовать 1 . Этно- графия детства – данное направление в моих многолетних экспедиционных ис- следованиях было вычленено в ходе подготовки выездного заседания семинара, состоявшегося в рамках III Осовских чтений в Саранске 14–15 октября 2008 го- да. С тех пор это отдельный фокус исследований, реализуемых теперь и в кон- тексте визуальной антропологии детства. Образ мира детей и подростков в раз- ных культурах – первое обобщение довольно обширного и разнообразного ма- териала, прежде всего собранных в экспедициях рисунков детей и подростков на тему «Мой мир» и «Чужой мир», было инициировано В. Г. Безроговым для представления на международной конференции «История детства как предмет исследования: наследие Ф. Арьеса в Европе и России» (1–2 октября 2009: http://childcult.rsuh.ru/article.html?id=357356 ), позднее публикации по этой теме вышли и в других изданиях 2 . Культура взрослых для детей – тема, которая во- шла в постоянный фокус моих интересов, особенно в контексте преподавания курсов «Историческая психология», «Социокультурная психология и антропо- логия детства» и др. Образы детей в культуре стали предметом моего коллек- ционирования открыток, альбомов и др., а также нашли свое отражение в про- екте, который еще не завершен – это альбом российских открыток с изображе- ниями детей эпохи Первой мировой войны. Виталий Григорьевич Безрогов как никто вдохновлять умел, заражать новыми идеями, поддерживать и помогать, доводить до содержательного научного резуль- тата идеи других. Вовлекать и увлекать других, в том числе свой увлеченностью и готовностью вовлекаться в содержательные дела, делая это тихо, незаметно, без какой-либо агитации. Зачастую В. Г. Безрогов, будучи первопричиной многих больших научных проектов, сборников трудов, конференций и др., старался ухо- дить на «второй план», выдвигая вперед своих коллег и учеников. Но мы-то пом- ним, кто был первоисточников той или иной идей, инициатором того или иного де- ла! И продолжаем не просто это ценить, но и развивать, обращаясь к огромному научному и человеческому наследию Виталия Григорьевича Безрогова, которое стало важной частью знания об истории и культуре человека и человеческого. Библиографи я Безрогов В. Г. Архив воспоминания о детстве Университета Российской акаде- мии образования / В. Г. Безрогов // Развитие личности. – 2003. – № 1. – С. 186–204. 1 Обухов А. С. От детства к взрослости через социокультурное экспериментирование: Под- ростковые и молодежные субкультуры в Москве // Ребенок в истории и культуре / Отв. ред. А. С. Обухов, М. В. Тендрякова. Вып. 4. М.: Б-ка журн. «Исследователь / Researcher», 2010. С. 187–213. 2 Обухов А. С. Мировоззрение подростков провинций России // На пороге взросления: Сб. тез. участников Третьей Всерос. науч.-практ. конф. по психологии развития / Науч. ред. Л. Ф. Обу- хова, И. Корепанова. М.: МГППУ, 2011. С. 147–161.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=