ДЕТИ И ДЕТСТВО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ

91 и оценивания не много работ, но те рецензии, которые он писал, имеют само- стоятельную научную ценность. Из-за сезонной аллергии Виталий Григорьевич был в апреле на Чтениях имени В.И. Вернадского только пару раз, хотя каждый год я звал его и в качестве эксперта, и в качестве лектора. При этом он всегда интересовался судьбой авторов работ, на которые давал рецензии – будь то по- ложительные или отрицательные. Правда, «отрицательные» здесь понятие не- уместное, правильнее их назвать – с рекомендациями по серьезным доработкам (порой с разбором и описанием, как надо проводить то или иное исследование). В. Г. Безрогов серьезно и ответственно относился к регулярным научным семинарам: «Культура детства: нормы, ценности, практики» тому яркий при- мер, о чем подробно написала в статье памяти Безрогова его ученица и сорат- ник Галина Викторовна Макаревич 1 . Этот семинар мне (как и всем, кто был с ним связан) дал очень многое. Я с самого начала с большим интересом вклю- чился в его работу и старался участвовать во всех заседаниях, конференциях и выходах на выставки, подбирал для сайта семинара различные материалы по теме психологии и этнографии детства. Когда же я сам организовал научный семинар на вновь созданной кафедре психологии образования в МПГУ, Вита- лий Григорьевич неоднократно принимал в нем участие. Вместе с ним мы про- вели содержательный круглый стол «Ученичество как феномен в педагогиче- ской культуре» (запись есть в открытом доступе: https://youtu.be/KtFge6RsN0s ). К счастью, у меня довольно часто получалось откликаться на разнообраз- ные предложения и приглашения Виталия Григорьевича. Любой его звонок был радостью, приносил что-то новое, ранее неизведанное. С особой благодарно- стью могу сказать, что целый ряд исследовательских вопросов, тем и сюжетов, которые мне стали на долгие годы интересны, были инициированы именно им. Назову лишь некоторые. Автобиографические воспоминания о детстве как ме- тод психологических исследований – тема вылилась в многолетнее изучение поддержки и наказания взрослыми детской любознательности, запечатленные и сохраненные в памяти в зрелом возрасте (сбор материалов продолжается и сейчас) 2 . Фантазийные миры детей, игры в страны-утопии – их изучение непосредственно инициировал В. Г. Безрогов, познакомивший меня с материа- лами «Какореи» Антона Кротова, ставшей впоследствии заглавием одного из сборников семинара «Культура детства» 3 . Исследование этого феномена про- должается и сейчас, выявляются все новые примеры такого типа (см., напри- 1 Макаревич Г. В. Научная деятельность В. Г. Безрогова: Открывая культуру детства // Ис- следователь / Researcher. 2020. №1. С. 408–416. 2 Обухов А. С., Бородкина Н. В. Детская любознательность и любопытство как предпосылки развития исследовательской позиции личности: Анализ автобиографических воспоминаний молодых людей // Исследовательский подход в образовании: проблема подготовки педагога: Науч.-метод. сб.: В 2 т. / Под общ. ред. А. С. Обухова. М.: МПГУ, 2012. Т. 1. Теория и мето- дика. С. 289–315. 3 Обухов А.С., Мартынова М.В. Фантазийные миры игрового пространства детей мегаполи- са: Страна К.К.Р. Антона Кротова и его друзей // Какорея: Из истории детства в России и других странах: Сб. ст. и материалов / Сост. Г. В. Макаревич. М.; Тверь: Науч. книга, 2008. С. 231–245.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=