ДЕТИ И ДЕТСТВО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ

83 точки зрения и счел текст очень странным – не то русско-немецкий словарь, не то разговорник, отметил чрезвычайное богатство лексики и, вместе с тем, «странный язык». Ван ден Баар счел, что текст «со слуха» составляли немцы, плохо знавшие русский язык, и для лексикографа рукопись не представляет ин- тереса. Не распознал в рукописи текста Коменского и немецкий исследователь Харм Клютинг ( Harm Klueting ), который своей главной задачей видел атрибу- цию этого текста. В этом он не преуспел, однако в 1978 г. опубликовал факси- миле несколько листов рукописи и полную транскрипцию текста. Почти сразу же откликнулись рецензенты-слависты – Сири Свердруп-Люнден ( Siri Sverdrup-Lunden ), Генри Лиминг ( Henry Leeming ), Эрика Гюнтер ( Erika Günther ) и др. – и указали, что искомый автор давно известен: это Ян Амос Ко- менский, а текст представляет собой список с учебника Orbis sensualium pictus . Закономерно был поставлен вопрос атрибуции не автора, но переводчика дан- ного текста. Европейскими исследователями была проделана большая палео- графическая и языковедческая работа, но Виталий Григорьевич Безрогов был первым русским исследователем и первым педагогом, который взял в руки лей- денскую рукопись. Рис. 10. 23 октября 2019. Фото с сайта Университета г. Лейдена В России европейские издания пособий Коменского появились, вероятно, в 1660–70-е годы и применялись в частном обучении в Немецкой слободе, а за- тем – в московских школах. Тогда и были выполнены первые (по большей ча- сти фрагментарные) рукописные переводы. В школе, основанной в 1703 г. пас- тором Эрнстом Глюком Orbis несомненно имелся и, вероятно, именно Глюком был сделан его полный перевод на русский язык под названием Круг всея все- ленныя в лицах , хотя прямых достоверных свидетельств этому не имеется. Все семь известных сегодня полных рукописных переводов Orbis pictus находятся в разных городах и странах, исследователи работали с ними, но ни- кто не видел все семь текстов. И только теперь – в цифровую эру – появилась возможность «положить рядом» и сравнить эти памятники.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=