ДЕТИ И ДЕТСТВО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ
79 а попытки Пауса стать профессором Академии встретили противодействие ее членов, в особенности, И. Д. Шумахера. В ноябре 1734 г. Паус впал в тяжелую душевную болезнь, а в марте 1735 г. скончался. Коллеги Пауса по Академии понимали ценность его переводов по русской и лифляндской истории, трудов по грамматике русского языка 1 . Переписка же Пауса и письменные документы, касающиеся школы Глюка, привлекли внимание исследователей намного позд- нее и до сих пор содержат значительное число не введенных в научный оборот документов. К таким документам вполне можно отнести и найденный фрагмент его «Диариума», который, конечно, нуждается в переводе и отдельном иссле- довании. Дневник Паус вел на латинском языке, с вкраплениями на немецком и рус- ском языках. Его дате начала повествования он сообщает в первой же строке: «22 мая 1705 г., во вторник после экзаменов я начинаю записывать события. Хотя сюда я приехал на следующий день после Вознесения...» е с 22 мая 1705 г. 2 . С 29 июня записи становятся подневными и получают заголовок «Diarium» 3 . Именно подневному характеру записей Пауса этот источник обязан своей информативностью. Вполне вероятно, что другие сохранившиеся в НИОР БАН и РГАДА источники по истории школы позволяют в полном объеме ре- конструировать данные об учениках и учителях школы. Но они не способны так, как это делает дневник Пауса, передать причины низкой численности учащихся; описать коллективный характер работы учителей над переводами учебных пособий, включая книги Я. А. Коменского; принятые в школе мето- дики преподавания. Э. Винтер, которому была доступна только часть «Диариума» Пауса, дал этому документу заниженную оценку: «В «Chronik des Glückschen Gymnasiums», которую Паус вел с 24 апреля 1706 по 28 мая 1706 года, он в своей сварливой манере, которая способна видеть только чужую вину, сам изображает свои бур- ные столкновения с учениками и управляющим гимназией» 4 . Конечно, содер- жание дневника этим не исчерпывается. Напротив, перевод текста этого уни- кального источника ввел бы в научный оборот интереснейшие данные об адап- тации гимназического образования в России. Библиография Безрогов, В. Г. Die un/sichtbare Welt: Рецепция Orbis sensualium pictus Я. А. Коменского в России 1-й пол. XVIII в.: Образовательные практики и ран- временных лет». Пер. и публ. Г.Ф. Миллера, начало пер. И. В. Пауса) и др. О Паусе как о пе- реводчике Академии наук см.: СПбФ АРАН. Ф. 3. Оп. 1. Д. 3. Л. 387; Д. 14. Л. 621; Д. 420. Л. 71 об.; Д. 591. Л. 97; Д. 700. Л. 12; Д. 791. Л. 15об., 31, 37, 44 об., 51, 57, 61, 89об. 1 Протоколы конференции. Т. 1. С. 188–190. 2 К исполнению своих обязанностей В. Паус приступил 14 мая, царский указ был подписан 29 мая ( Ковригина В. А. Жизнь и деятельность в Москве пастора И. Э. Глюка… С. 154). Бла- годарю за перевод отрывков из «Диариума» Ольгу Александровну Кирикову. 3 СПбФ АРАН. Р. III. Оп. 1. Д. 316. Л. 5. 4 Винтер Э. И. В. Паус о своей деятельности в качестве филолога и историка (1732) // XVIII век. Сб. 4. М.; Л., 1959. С. 315.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=