ДЕТИ И ДЕТСТВО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ

78 с иезуитами, которые не простили Паусу участия в богословских спорах и письма, адресованного русскому правительству, в котором тот разоблачал де- ятельность учителей католической школы как религиозную 1 . Миссионер обще- ства Иисуса в Москве о. Франциск Эмилиан писал провинциалу общества в Праге о. Иоанну Миллеру: «Нашей чести нисколько не вредит открытая здесь и переданная ведению лютеран школа, так как после того, как мы смирили начальника этой школы <…> преемник его (ибо начальник умер) снова так был нами унижен, что решительно не пользуется никаким уважением» 2 . С другой стороны, хорошо известно, что у Пауса возникли конфликты с коллегами, особенно со старшим сыном И. Э. Глюка Х. Б. Глюком, препода- вавшим латынь 3 . Паус добивался увольнения учителя французского языка Ж. Мерло, которого считал некомпетентным. А в многочисленных жалобах на Х. Б. Глюка указывал, что последний распивал пиво, курил табак во время уро- ков, «дурачески шутил и насмешничал», «читал ученикам историю доктора Фауста», «о чародеях и колдовстве», «утверждал, что сатана не имеет власти над человеком» и, наконец, «сам хотел быть инспектором» 4 . После увольнения Паус жил и работал (вероятно, учителем, секретарем и переводчиком) в семьях доктора медицины Г. Келлермана, князя М. П. Дол- горукова, генерал-майора Х. К. фон Ригеманна и др. Был учителем географии и истории царевича Алексея Петровича, которому в 1708 г. преподнес рукопис- ный перевод географии И. Гюбнера. В 1711 г. стал учителем русского языка для жены Алексея принцессы Шарлотты Кристины Брауншвейг-Вольфенбюттельс- кой, сохранившей в браке лютеранское вероисповедание. В дальнейшем Паус сосредоточился на переводах 5 . В 1721 г. он съездил в Германию, но затем вернулся в Петербург и после основания Академии наук в ноябре 1724 г. стал ее переводчиком. На протяжении десяти лет он выполнял задания Конференции Академии наук, переводя в частности, летописи и труды по русской истории, которыми воспользовались позднее Г. Ф. Байер, Г. Ф. Мил- лер и др. Часть его работ была издана, но большинство остались в рукописях 6 , 1 Ковригина В. А. Школы немецкой слободы в Москве в конце XVII – первой четверти XVIII в. // Проблемы истории СССР. Вып. XI / Отв. ред. С.С. Дмитриев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. С. 65. 2 Письма и донесения иезуитов о России конца XVII и начала XVIII века. СПб., 1904. С. 158. 3 Ковригина В. А. Глюк, Глик (Glück) Христиан Бернард // Немцы России: Энцикл. / Отв. ред. Н. Варденбург. (А-И). М., 1999. Т. 1. С. 582. 4 Ковригина В. А. Жизнь и деятельность в Москве пастора И. Э. Глюка // Труды Гос. Эрми- тажа. [Т.] XXXII. Петровское время в лицах – 2006: Материалы науч. конф. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2006. С. 154. 5 История о разорении последнем Святого града Иерусалима от римского цесаря Тита сына Веспассианова. М., 1713; Гюйгенс Х. Книга мирозрения, или Мнение о небесноземных гло- бусах и их украшениях. М., 1717; Блюментрост Л. Объявление о лечительных водах, сыс- канных на Олонце. 1719. 6 Известие о древней рукописи по русской истории игумена Феодосия Киевского [«Nachricht Russischen Geschichte des altes Theodosii von Kiow»] // Sammlung Russischer Geschichte. 1732. Bd. 1. S. 1–8; Nachricht von einem alten Manuscript. der Russischen Geschichte des altes Theodo- sii von Kiow // Sammlung Russischer Geschichte. 1732. Bd. I. S.1–8. («Известие о древней руко- писи по русской истории игумена Феодосия Киевского» с публикацией отрывка из «Повести

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=