ДЕТИ И ДЕТСТВО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ

75 Веселовского, Щукина. Есть упоминания и кн. А. Д. Меншикова. Без окончания. На лат. яз.» 1 . По-видимому, специалисты продолжают опираться на работы, вы- шедшие еще до перемещения рукописей из БАН в СПбФ АРАН. Не была известна большая часть «Диариума» и В. Н. Перетцу, который писал, что «от 1705 г. мы не имеем документов» об управлении Паусом школой 2 . Несколько объясняет упу- щение тот факт, что данное в описи примечание не расписано в картотеках, через которые документ невозможно найти ни на фамилию Глюк, ни на фамилию Паус. Найденная рукопись содержит записи с 22 мая 1705 г. по 22 апреля 1706 г. В этой же описи нашелся и конец рукописи, ранее уже известный специали- стам-историкам, лингвистам, историкам педагогики. Он хранится внутри пере- плетенного конволюта с тиснением на корешке «Varia ad Historiam Rossicam» и давно введен в научный оборот, хотя описан был также «глухо»: «Отрывок дневника неизвестного лица 1706 г. на лат. яз.» 3 . Начинается он с повторения последнего слова записи от 22 апреля 1706 г. и последующей записи от 24 ап- реля. При совмещении двух найденных фрагментов стало ясно, что теперь пе- ред нами полный дневник педагога, переводчика и лингвиста Пауса. И теперь он в 12 раз длиннее известного ранее фрагмента. В начале февраля 2018 г. в архив приехал работать В. Г. Безрогов. Он за- канчивал работу над циклом статей о рецепции Orbis pictus Яна Амоса Комен- ского в России и был впечатлен показанной ему рукописью диариума Пауса, из которого следовало, что Orbis pictus был одним из основных пособий школы Глюка. Мы обсуждали перспективы перевода и публикации рукописи, и Вита- лий Григорьевич очень просил меня как можно скорее организовать публика- цию о самой находке, чтобы зафиксировать мое авторство. Позднее я поняла, почему это было так важно для него. Даже отработав диариум, и, несмотря на мое разрешение, Безрогов счел, что не может воспользоваться этой информаци- ей в публикациях, пока ему не на что сослаться как на мою находку 4 . Кто же такой Паус и почему его «Диариум» важен для истории педагогики? Иоганн Вернер Паус родился в 1670 г. в в Зальцунгене, в Тюрингии, а умер в 1735 г. в Петербурге. Он хорошо известен специалистам, но в большей степе- ни лингвистам, чем историкам педагогики 5 . Это неудивительно, потому что 1 СПбФ АРАН. Ф. P-III. Оп. 1. [Электронный ресурс]. URL: http://isaran.ru/?q=ru/ opis&guid= 098181FE-8F2B-47B1-A01D-D7FDCE5DE9A5&ida=2 (дата обращения: 30.05.21). 2 Перетц В. Н. Историко-литературные исследования и материалы. Т. 3. СПб., 1902. Паг. 1. С. 187. 3 СПбФ АРАН. P. III. Д. 167. Л. 12–17 об. 4 Безрогов В. Г. Ранние этапы рецепции сочинений Коменского в России // Я. А. Коменский и современность: Сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 425-летию со дня рождения великого педагога и 250-летию первого издания его произведений на русском языке (28 нояб. 2017 г.) / Под ред. В. Г. Безрогова, К. Ю. Милованова. М., 2018. С. 121–129; Он же. Пособие Коменского Vestibulum в русскоязычном регионе: К истории русских переводов // Ин- теллектуальные традиции в прошлом и настоящем. Вып.4. М., 2018. С. 29–59. Он же. Die un/sichtbare Welt: Рецепция Orbis sensualium pictus Я. А. Коменского в России 1-й пол. XVIII в.: Образовательные практики и ранние переводы // Детские чтения. 2018. Т. 13. № 1. С. 240–243. 5 Вирши. Силлабическая поэзия XVII–XVIII веков / Пред. И. Н. Розанова, общ. ред. П. Н. Берко- ва. М., 1935. С. 155–162; Михальчи Д. Е. Из рукописей И. В. Паузе // Лингвистическое источ- никоведение. М., 1963. С.112–120; Моисеева Г. Н. Неизвестные стихотворения И.-В. Паузе // Сравнительное изучение литератур: Сб. ст. к 80-летию акад. М. П. Алексеева. Л.: Наука,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=