ДЕТИ И ДЕТСТВО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ
70 Модератор – Кирилл Алексеевич Левинсон. Л. В. Мошкова Российский государственный архив древних актов (Москва) ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ ДЕТЕЙ СЛУЖИЛОГО СОСЛОВИЯ В РОССИИ В ПЕРВОЙ ТРЕТИ XVI в. Полагаю, всем хорошо известно, что источников по истории обучения в указанный период крайне мало. Поэтому так важно привлекать для исследо- вания любой возможный материал. Для меня таким источником стали рукопри- кладства на актах первой трети XVI в. Сначала о самом термине. Рукоприклад- ства – это подписи свидетелей (в актах они называются послухами), которые сделаны на документах. Цель рукоприкладств – подтвердить факт совершения сделки и подлинность составленного документа. Поскольку подавляющее большинство актов касается сделок с землей (продажа, обмен, вклад в мона- стырь), то в качестве послухов привлекались соседи-землевладельцы и род- ственники. Появились рукоприкладства в конце первого десятилетия XVI в., на более ранних документах они не обнаружены. Что нам может дать анализ рукоприкладств? Достаточно много – ведь пе- ред нами собственноручно написанный текст, который включает в том числе имя послуха. И если внимательно посмотреть на почерк, которым это написано, мы увидим не так мало. Во-первых, можно определить тип письма, которым они сделаны. Во-вторых, оценить уровень владения письмом. И, в-третьих, на основе полученных данных попытаться определить, как тот или иной человек научился писать и достаточно ли часто пользовался этим навыком. В рассматриваемое время можно выделить два основных типа письма, ко- торые были характерны для разных сфер: книжный полуустав и беглый полу- устав канцелярского делопроизводства. При оценке навыка письма, характерного для того или иного послуха, бы- ла принята следующая шкала. Плохое владение письмом – человек знает, как пишутся буквы, но пишет с трудом. Затруднения, которые он испытывает при написании текста, могут графически выражаться в: ошибках, пропусках, сокращении формуляра, слиш- ком сильном нажиме пера. Однако все это свидетельствует не о неграмотности, а только об отсутствии достаточной практики. Удовлетворительное владение письмом – пишет достаточно бегло, но без особой уверенности. Графически может выражаться в рваном ритме письма, «пляшущей» строке, разном размере букв и т. п. Хорошее владение письмом – человек пишет бегло, без затруднений. Хотя данная шкала носит явно оценочный характер, она позволяет вполне объективно оценить интересующий нас навык.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=