ДЕТИ И ДЕТСТВО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ
7 ния 1 . Такая разносторонность кажется невозможной, но каждый, кто был зна- ком с Виталием Григорьевичем, кто работал в создаваемых им научных коллекти- вах, знает, что его исследования всегда были предельно тщательны, имели фунди- рованную доказательную базу и приводили к глубоким нетривиальным выводам. На конференции в большинстве своем собрались люди, сотрудничавшие с В. Г. Безроговым в инициированных им исследовательских проектах, и разговор строился как продолжение – и развитие! – научных тем, начатых и уже не одно десятилетие продолжаемых их совместными усилиями: история и антропология детства; история учебных текстов и практик работы с ними; кросскультурные контакты и трансфер дидактической традиции в детской литературе 2 . Особое внимание читателя мы обращаем на доклад О. Е. Кошелевой «Лей- денская рукопись в контексте работы В. Г. Безрогова над русскими переводами Orbis Pictus Я. А. Коменского» – в нем речь шла о последнем исследовании Ви- талия Григорьевича, продолженном благодаря оцифровке рукописи библиоте- кой университета г. Лейдена в память об ученом, работавшим с этим источни- ком в последние дни своей жизни. Также надеемся, что вам покажутся интерес- ными презентации коллективных монографий, инициированных несколько лет назад В. Г. Безроговым и завершенных коллегами уже без него: «Русско- немецкие контакты в детской литературе XVIII–XX вв.» (отв. ред С. Г. Мас- линская, СПб.: Росток, 2020) и «Детский мир» Ушинского и западноевропей- ская учебная литература: диалог дидактических культур (ред. М. В. Тендряко- ва, СПб.: Образовательные проекты, 2020). Равно как и презентация открытого информационного ресурса «История школьного учебника» ( http://primer.tsput.ru ) , созданного на основе коллекции В. Г. Безрогова и представляющего собой пол- 1 «Пора читать»: Буквари и книги для чтения в предреволюционной России. 1900–1917 гг.: Сб. науч. тр. и материалов / Под ред. Т. С. Маркаровой, В. Г. Безрогова. М.: НПБ им. К. Д. Ушинского РАО, 2010; «Букварь – это молот»: Учебники для начальной школы на заре советской власти. 1917–1932 гг.: Сб. науч. тр. и материалов / Под ред. Т. С. Маркаровой, В. Г. Безрогова. М.: НПБ им. К.Д. Ушинского РАО; Азимут; Тровант, 2011; «На фоне Пуш- кина воспитанное детство»: Педагогика визуального в учебнике и на картине: Сб. науч. тр. и материалов / Под ред. М. В. Тендряковой, В. Г. Безрогова. М.: Азимут, 2011; «Картинки в моем букваре»: Педагогическая семантика иллюстраций в учебнике для начальной школы. Сб. науч. тр. и материалов / Под ред. Н. Б. Баранниковой, В. Г. Безрогова, М. А. Козловой. М.: ТехГрупп, 2013; «В России надо жить по книге»: Начальное обучение чтению и письму (становление учебной книги в XVI–XIX вв.): Сб. науч. ст. и материалов / Под ред. М. В. Тендряковой, В. Г. Безрогова. М.: Памятники ист. мысли, 2015; Дорогой друг: Соци- альные модели и нормы в учебной литературе 1900–2000 годов / Под ред. В. Г. Безрогова, Т. С. Маркаровой, А. М. Цапенко. М.: ПИМ, 2016; Школьные пособия раннего Нового вре- мени: от Часослова к Orbis sensualium pictus: Кол. моногр. / Под ред. К. А. Левинсона, Ю. Г. Куровской, В. Г. Безрогова. М.: Памятники ист. мысли, 2017; Dieun/sichtbare Welt: Ре- цепция Orbis sensualium pictus Я. А. Коменского в России 1-й пол. XVIII в.: Образовательные практики и ранние переводы // Детские чтения. 2018. №1(013). С. 220–284; Bezrogov V., Caroli D. Soviet Russian Primers of the 1940s: The War after the Victory // Journ. of Educational Media, Memory, and Society. Vol. 11. Is. 1, Spring 2019. P. 14–34 2 Обзор докладов см.: Ромашина Е. Ю. Дети и детство в истории культуры: Всероссийская научная онлайн-конференция // Педагогика. 2021. Т. 85. №3. С. 122–127.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=