ДЕТИ И ДЕТСТВО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ

6 и их обсуждение – как оно шло в те дни 1 . Для более удобной ориентации в настоящем издании статьи набраны шрифтом – Times New Roman, материалы дискуссий – Arial. Полный список участников конференции, чьи тексты вклю- чены в сборник, размещен на c. 161–162. Идея междисциплинарности конференции была изначально задана харак- тером научного творчества В. Г. Безрогова. Начав свой путь исследователя как медиевист, и защитив в 1988 году диссертацию кандидата исторических наук «Хозяйственная жизнь ирландского общества III–VIII веков», он пришел в ла- бораторию истории зарубежной педагогики Института теории и истории педа- гогики АПН СССР (в настоящее время Институт стратегии развития образова- ния РАО), где и проработал до последнего дня своей жизни. В лаборатории Ви- талий Григорьевич, прежде всего, сосредоточился на подготовке и издании ан- тологий и хрестоматий памятников исторической мысли зарубежных стран эпохи Древности и Средневековья 2 . Постепенно сформировался его интерес к патристике и ученичеству – религиозному и светскому. Итогом стала, с одной стороны, диссертация доктора педагогических наук «Становление образова- тельных традиций христианской школы в I–V веках» (2004), а с другой – мно- гочисленные работы, посвященные ученичеству как явлению неинституциали- зированного образования от поздней Античности до наших дней 3 . Скрупулез- ная работа Безрогова-историка с артефактами, текстами и визуальными матери- алами привела его к идее использования в истории образования источников, ранее мало востребованных в этом научном поле: автобиографических матери- алов 4 и учебников, прежде всего, азбук, букварей и книг для начального чте- 1 За помощь в расшифровке аудиозаписи конференции выражаем признательность Татьяне Кононенко. 2 Антология педагогической мысли христианского Средневековья: Пособие для учащихся пед. колледжей и студентов вузов: В 2 т. / Сост., ст. к разделам и коммент. В. Г. Безрогова, О. И. Варьяш. М.: АО «Аспект Пресс», 1994; Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах / В. Г. Безрогов, Т. Н. Матулис. М.: Изд-во РОУ, 1996; Царь Соломон и «литература премудрости» М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 1997; От глиняной таблички – к университету. Образовательные системы Востока и Запада в эпоху Древности и Средневековья. М., 1998 . 3 Учитель и его ученики в текстах Нового Завета. М.: Изд-во УРАО, 2002; Возникновение пе- дагогической парадигмы христианства: первая христианская школа в Александрии. М.: ИТОП РАО, 2003; Сравнительная педагогика: неинституализированные формы обучения в образовательных традициях стран Африки, Азии, Европы. М.: ИТИП РАО, 2006; Традиции ученичества и институт школы в древних цивилизациях. М.: Памятники ист. мысли, 2008. 4 Педагогическая антропология: Феномен детства в воспоминаниях / В. Г. Безрогов, О. Е. Коше- лева, В. В. Нуркова. М.: Изд-во УРАО, 2001; Городок в табакерке. Детство в России от Нико- лая II до Бориса Ельцина (1890–1990): Антология текстов «Взрослые о детях и дети о себе» В 2 ч. / Сост. В. Безрогов, К. Келли, А. Пиир, С. Сиротинина.. М.; Тверь: Науч. кн., 2008. Ч. 1. 1890–1940. Ч. 2. 1940–1990; Какорея. Из истории детства в России и других странах: Сб. ст. и материалов / Сост. Г. В. Макаревич. М.; Тверь: Науч. кн., 2008; Малолетние подданные большой империи: Филипп Арьес и история детства в России (XVIII – начало XX века): Сб. ст. / Сост. В. Г. Безрогов, О. Е. Кошелева, М. В. Тендрякова. М.: РГГУ, 2012; Детство в евро- пейских автобиографиях: от Античности до Нового времени: Антология / Ред.-сост. В. Г. Безрогов, Ю. П. Зарецкий, О. Е. Кошелева. СПб.: Алетейя, 2019.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=