ДЕТИ И ДЕТСТВО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ

49 реконструкция. Счастье состоит из нескольких аспектов, оно обладает определен- ными критериями, и все эти критерии проверяемы разумом – что очень важно! Сча- стье состоит из нескольких компонентов внутреннего и внешнего благополучия чело- века, а также в правильном исполнении некоторых обязанностей по отношению как к другим людям, так и к обществу в целом. Т. е., вот такой вполне просвещенческий подход к тому, что такое счастье. Конечно, в учебниках для совсем маленьких детей это прописано не в такой строгой форме, но есть стишки «Счастливый мальчик», «Счастливая девочка», где на конкретных примерах объясняется, в чем состоит это проявление счастья. И отличие счастья мальчика от счастья девочки состоит в том, что в «девчачьем счастье» отсутствуют гражданские добродетели, или они сведены к минимуму. И, наоборот, присутствуют проявления счастья семейной жизни. Санжаров В. А. Вы рассматриваете проблему на очень продолжительном от- резке времени. За этот промежуток сменилось несколько поколений, как авторов книг, так и их читателей. Есть ли какие-то свидетельства о том, что думали вырос- шие ученики по поводу тех примеров, на которых их обучали? Есть ли отталкивание от предыдущих образцов в текстах тех, кто писал более близкие к нам по времени назидательные рассказы? Знаем ли мы примеры, когда читатели становились авто- рами подобных текстов? Корзо М. А. На англоязычном материале есть такие свидетельства, правда, немногочисленные, вернее, может, они и многочисленные, но я нашла лишь не- сколько. Это заметки о том, что люди, воспитанные на этих текстах, позднее сами стали писать подобные сочинения. Что касается первого вопроса, то для ответа на него нужны совсем другие источники. Такой большой временной отрезок – ранее Новое время, переходящее в эпоху Просвещения, – мне потребовался для понима- ния того, происходило ли какое-то смещение акцентов в назидательной литературе. И сделан вывод о том, что детская книга развивалась в русле общих тенденций, ко- торые были присущи, например, религиозно-поучительным сочинениям. Причем не было никакого временного отставания, зазора – в разных жанрах развитие шло при- близительно параллельно. И эти тенденции являются отражением того, что проис- ходит в высоком богословии и философской мысли. В частности, начали акцентиро- вать тему обязанностей – и вот эта тема «вылезает из всех щелей», начиная с мо- литвенников, катехизисов и заканчивая элементарными книгами для чтения. И я ду- маю, это серьезным образом формировало менталитет тех людей, которые сами по- том гипотетически становились авторами учебников. Е. Ю. Ромашина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула) «УЧЕБНЫЕ» СЮЖЕТЫ В КНИЖНОЙ ГРАФИКЕ ОСКАРА ПЛЕТЧА: ОРИГИНАЛ И ПЕРЕВОД К середине XIX столетия детская книжка с картинками стала массовым яв- лением европейской издательской практики. Процесс ее типографского произ- водства существенно удешевился и упростился, но заказ рисунков для конкрет- ного издания был по-прежнему дорог. Потому обычной была практика исполь-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=