ДЕТИ И ДЕТСТВО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ

46 мости готовиться к ней с юных лет. В книгах нравоучительных историй приво- дятся примеры благочестивой и радостной смерти детей-мучеников за веру. Изменение удельного соотношения религиозного и светского содержания проявляет себя также и в том, что доминировавшая до конца XVII в. религиоз- ная мотивация добродетельного поведения (вера, страх Божий) 1 , дополняется на протяжении XVIII в. (хотя и не вытесняется полностью!) мотивацией вне- религиозной. Помимо упомянутой выше идеи ответственности каждого за об- щее благо, страха утраты чести и доброго имени, неотвратимости поощрения за добродетельное поведение и наказания за порочное, в учебниках и книгах для чтения все чаще появляется тема совести: она (наряду с Богом) становится важ- ной контролирующей инстанцией и от ее осуждающего голоса невозможно спрятаться. Угрызения совести называются в ряду прочих неотвратимых по- следствий дурных поступков и предстают не менее разрушительными для че- ловека, чем телесные невзгоды, материальные затруднения, утрата доброго имени и т. п. 2 , а чистая совесть предстает одной из значимых ценностей 3 . Апелляция к совести присутствует и в обосновании норм достойного поведе- ния, которым надлежит следовать не только в обществе других людей, но и наеди- не с самим собою. Описанные выше особенности, а также изменения в содержании нрав- ственного назидания в учебной литературе были навеяны эпохой Просвещения, стали отражением философской и общественной мысли той эпохи. Схожие процессы были характерны также и для других разновидностей детской литера- туры и в первую очередь – для периодических изданий («Лейпцигский ежене- дельный листок» и «Друг детей» в Германии, «Детское чтение для сердца и ра- зума» Н. И. Новикова в России, др.) 4 , но и для многочисленной и разножанро- вой книжной продукции, распространявшейся в Европе в рамках движения народного Просвещения (нем. Volksaufklärung), также для нравоучительной ли- тературы в России XVIII в. 5 Библиография Добряк, И. В . Нравоучительная литература в России рубежа XVII–XVIII вв. / И. В. Добряк. – СПб.: Изд-во СПбГМТУ, 2019. Корзо, М. А. О формах и содержании нравственных предписаний в католи- ческой назидательной литературе раннего Нового времени / М. А. Корзо // Че- ловек. – 2018. – № 6. – С. 114–129. Кошелева, О. Е . Светские и религиозные компоненты в российской учеб- ной литературе эпохи Просвещения / О. Е. Кошелева // Западноевропейская 1 Moore C. N . The Maiden’s Mirror… P. 33. 2 Alzheimer-Haller H . Handbuch zur narrative Volksaufklärung… S. 122. 3 Burmann G. W . Kleine Lieder für kleine Mädchen… S. 23. 4 Martens W . Die Botschaft der Tugend. Die Aufklärung im Spiegel der Deutschen moralischen Wochenschriften. Stuttgart, 1968. S. 288–290; Uphaus-Wehmeier A . Zum Nutzen und Vergnügen. S. 23–24. 5 Добряк И. В . Нравоучительная литература в России рубежа XVII–XVIII вв. СПб., 2019. C. 155–156.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=