ДЕТИ И ДЕТСТВО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ
45 чек 1 , что может объясняться тем, что такие качества, как эмоциональная сдер- жанность, послушание, умеренность и умение ограничивать свои желания, вхо- дили в традиционный набор женских христианских добродетелей. *** Если обобщить сказанное, то напрашивается вывод, что одной из главных тенденций, характерных для нравственного назидания в учебной литературе раннего Нового времени, был постепенный отказ от преобладания нравственно- негативного (то есть черт характера, которые надо было искоренить и поступ- ков, которых надлежало избегать). В организованных по алфавитному принци- пу перечнях наиболее типичных пороков и добродетелей долгое время без- условно доминировали первые. Постепенное выравнивание акцентов с пороч- ного на добродетельное происходит в эпоху Пиетизма, когда в поучительных историях для детей заметен рост положительных качеств характера и образцов поведения, поскольку именно в их усвоении (как считали педагоги той эпохи – как теоретики, так и практики) состояла суть нравственного воспитания 2 . В XVIII в. появляются даже книги для чтения, состоящие исключительно из нравственно-достойных примеров 3 . Схожие процессы были характерны также для разнообразных по жанру религиозно-поучительных сочинений, многооб- разных малых печатных форм, выполнявших воспитательно-дисциплинирую- щие функции – брошюр и листовок. Эти перемены были связаны в том числе с постепенным отказом от пессимистической антропологии или представления о неискоренимой греховности человеческой природы, которую нельзя было преодолеть, но только ограничить, и утверждением идеи, что ребенка можно научить хорошему – через постоянные практики добродетели с раннего дет- ства, через дисциплинирование и контроль. Из общих тенденций можно отметить также постепенный процесс реса- крализации и секуляризации школьного учебника, который нарастает уже на протяжении XVII в. При этом, несмотря на изменение удельного соотношения религиозного и светского содержания (что было особенно заметно в эпоху Про- свещения), религиозная компонента в учебной литературе полностью не исче- зает. Данное замечание справедливо как для западноевропейской книжной про- дукции 4 , так и для российской 5 : и в XVIII в. нравственно-назидательный раздел учебников зачастую начинается с ветхозаветной сентенции «Начало премудро- сти – страх Господень» (Притч. 1:7). В учебной литературе по-прежнему при- сутствуют сюжеты о посмертном воздаянии, о достойной смерти и о необходи- 1 Barth S . Jungfrauenzucht: Literaturwissenschaftliche und pädagogische Studien zur Mädchener- ziehungsliteratur zwischen 1200 und 1600. Stuttgart, 1994. S. 303. 2 Moore C. N . “Gottseliges Bezeugen und frommer Lebenswandel”… S. 140. 3 Kleinknecht K. D . Gute Exempel für die zarte Jugend, das ist: Eine gantzneue Sammlungauserlesener Exempel frommer Kinder. Augsburg, 1743. 4 Moore C. N . The Maiden’s Mirror… P. 33. 5 Кошелева О. Е . Светские и религиозные компоненты в российской учебной литературе эпохи Просвещения // Западноевропейская и российская учебная литература XVI – начала XX в. (конфессиональный аспект) / Ред. Л .В. Мошкова, В. Г. Безрогов. М., 2013. С. 198.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=