ДЕТИ И ДЕТСТВО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ

44 пользы ни самому человеку, ни другим), так и дурные склонности и пороки вредят не только самому человеку, но имеют и социальное измерение – они способны разрушить социальное общежитие, поскольку люди «связаны узами взаимных потребностей и взаимной помощи, но также равным участием во всех выгодах [общественной жизни]» 1 . Даже пренебрежение обязанностями по от- ношению к самому себе способно нанести урон общему благу: и силы, и здоро- вье человека являются общественным достоянием, поскольку только здоровый человек может быть полезен другим 2 . Помимо новых тематических блоков, в учебной литературе эпохи Просве- щения начинает акцентироваться ряд добродетелей, которые раньше или отсут- ствовали, или занимали далеко не центральное место. Речь идет, в частности, о гражданских добродетелях. В учебниках, построенных по модели назидатель- ных сентенций, они помещались среди прочих поучений или обособлялись в самостоятельных разделах под названием «Гражданское начальное учение». Акцентирующие гражданские добродетели поучительные рассказы встречались чаще всего в литературе для мальчиков: добродетельный ребенок и хороший (будущий) гражданин неотделимы друг от друга, выступают как две стороны одной медали. Одним из критериев истинного гражданина является выполне- ние им своих обязанностей 3 . Формирующееся буржуазное общество активно пропагандировало опреде- ленный набор ценностей, которые находили свое отражение и в детской учеб- ной литературе: бытовой аскетизм (умеренность в пище и бытовых удобствах), самоконтроль и самодисциплина (благоразумное распределение внимания между играми и помощью взрослым по хозяйству), рациональное использова- ние времени. Значительное внимание уделялось трудолюбию, и положительные герои в нравоучительных рассказах всегда заняты какой-то работой – как физи- ческой, так и умственной. Труд обладает значительной нравственной ценно- стью. Сподвигнуть детей к труду авторы учебной литературы пытались с по- мощью идеи неотвратимости воздаяния в будущей – взрослой жизни, но и убеждением, что труд ценен сам по себе, он «делает жизнь приятной» 4 , а чело- века – счастливым. Не последним аргументом в пользу ценности трудолюбия была возможность избежать нищенского состояния, которое в ту эпоху счита- лось позором, но также и возможность быть полезным другим людям – помо- гать нуждающимся 5 . Перечисленные выше качества встречались, конечно же, и в детской лите- ратуре предыдущей эпохи, но с конца XVII в. они начинают акцентироваться с особой силой. Примечательно, что идеи о ценности самодисциплины и само- контроля возникают раньше всего в специализированных изданиях для дево- 1 Popławski A . Nauka moralna… S. 16, 31; Uphaus-Wehmeier A . Zum Nutzen und Vergnügen – Jugendzeitschriften des 18. Jahrhunderts. Ein Beitrag zur Kommunikationsgeschichte. München, 1984. S. 24. 2 Elementarz dla szkół parafiialnych… S. 30. 3 Burmann G.W . Kleine Lieder für kleine Mädchen… S. 88. 4 Ibid. S. 118–119. 5 Elementarz dla szkół parafiialnych… S. 7–14.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=