ДЕТИ И ДЕТСТВО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ
43 которой состояла в том, чтобы дети узнали, что такое обязанности и каково их содержание в конкретных жизненных ситуациях 1 . Независимо от конфессиональной принадлежности, данные разделы или учебные пособия выстраиваются по схеме тройственных обязанностей – по от- ношению к Богу, самому себе и ближнему. Из общих тенденций можно отме- тить постепенное смещение характерного для предшествующей эпохи преиму- щественного акцента на том, что человек должен Богу, на обязанности по от- ношению к себе и ближним. Во многих сборниках поучительных историй обязанности рассматривают- ся преимущественно через призму конкретных ситуаций. Так поступает, например, составитель книги для чтения для учеников сельских школ фон Ро- хов. Обширную подборку примеров из повседневной жизни он обобщает заме- чанием, что обязанности по отношению к себе состоят в стяжании добродете- лей, а по отношению к другим – в стремлении делать все возможное, чтобы не причинять им вреда, но и способствовать их благополучию 2 . Содержательному анализу того, что значит способствовать благополучию другого, уделялось зачастую значительное внимание. Это означало в первую очередь не причинять ущерба его правам, репутации и имуществу (провозгла- шается, например, неприкосновенность частной собственности 3 , поскольку именно такое отношение соответствует справедливости). В отдельных католи- ческих учебниках данный раздел выстраивался как достаточно подробный пе- речень случаев несправедливости и нанесения ущерба и по форме напоминал перечни грехов в пособиях для подготовки к таинству исповеди 4 . Апелляция именно к справедливости объясняет появление в контексте обязанностей по от- ношению к ближнему пространных рассуждений о формах и условиях возме- щения ущерба 5 . Но способствовать благополучию другого означало и стремле- ние по возможности улучшить условия его жизни, помочь в преодолении мате- риальных трудностей – иными словами отнестись к ближнему милосердно. Не- смотря на то, что в отличие от религиозно-назидательной литературы предше- ствующих эпох в учебниках эпохи Просвещения заметна тенденция уравнове- сить значение данных добродетелей или, иными словами, сделать равноценны- ми негативные и позитивные обязанности, справедливость всегда предшество- вала милосердию. С темой обязанностей была тесно связана и тема социального измерения индивидуальных пороков и добродетелей. Ребенок предстает не просто инди- видом, но частью социального целого; его счастье не отделимо от благополучия других, и он в определенной степени несет ответственность за общее благо 6 . Как бесполезно практиковать добродетель в одиночестве (она не приносит 1 Galle A . Populäre Moral der christlichen Religion. Wien, 1813. S. 5. 2 von Rochow F.E . Der Kinderfreund… S. 118, 147. 3 Sittenlehre für Volksschulen… S. 143. 4 Elementarz dla szkół parafiialnych narodowych. Kraków, 1785. S. 21–24. 5 Galle A . Populäre Moral… S. 129–134. 6 Schnabel-Schüle H . Kirchenzucht als Verbrechensprävention // Zeitschrift für historische For- schung. 1994. Beiheft 16. S. 59.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=