ДЕТИ И ДЕТСТВО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ
42 практически во всех жанрах детской литературы, хотя далеко не всегда в оди- наково развернутом виде. Речь идет о темах порядок и обязанности. Первая из них была одной из значимых в философско-политических по- строениях раннего Нового времени. Под порядком в адресованных детям наставлениях понималось правильное или соразмерное с требованиями разума обустройство личного пространства ребенка и организация общественного про- странства. В первом случае речь шла, например, об аккуратности и чистоплотно- сти 1 , похвалу которым мы встречаем практически во всех жанрах детской лите- ратуры; но также и об умении благоразумно выстроить распорядок дня, пра- вильно распределяя время между учебой, выполнением обязанностей по дому и досугом. Для самых маленьких преимущества благоразумного обустройства жизни облекались в стихотворную форму 2 . Для детей постарше акцент делался на благотворной роли порядка в общественной сфере и на той роли, какая отво- дится представителям власти в поддержании различных форм общежития, заботе об общем благе и в обуздании людей с порочным поведением. Другая важная для учебной литературы тема – это тема обязанностей. Бла- гом для человека является исполнение им своих обязанностей; пренебрежение ими – величайшее зло. Нравственное назидание через призму обязанностей присутствует в XVIII в. в учебной литературе разных национальных традиций; в российской, например, это выражается в высокой частотности слов «долж- ность» и «должен» 3 , адресованных ко всем возрастным группам, хотя и в не- сколько разной форме. В учебниках для совсем маленьких детей бесполезно искать каких-либо теоретических рассуждений на эту тему. Но обращает на себя внимание частое употребление слов «обязанность» и «долг». Отношения детей с родителями и сверстниками характеризуются не столько с помощью понятия «любовь», сколько «обязанность»: так, например, послушание – это первичная обязан- ность ребенка по отношению к родителям 4 . Добродетельный ребенок – это та- кой ребенок, который знает и выполняет свои обязанности. В учебной литера- туре можно также встретить акцент на принципе взаимности: не только ребенок имеет обязанности по отношению к другим, но и ему со стороны этих других – родителей, братьев и сестер, учителей, сверстников многое причитается 5 . Это «причитающееся» авторы учебных книг еще не называют правами ребенка, хо- тя содержательно данные понятия очень схожи. Для детей постарше и подростков обязанности выступают структурообра- зующими единицами соответствующих разделов в учебниках и самостоятель- ных изданий под названием «Нравственная наука», которые становятся одной из визитных карточек учебной литературы эпохи Просвещения. «Нравственная наука» также превращается в самостоятельную школьную дисциплину, задача 1 Burmann G.W . Kleine Lieder für kleine Mädchen. S. 121–122. 2 Ibid. S. 107–108. 3 Кудрявцева Е. Б . Для сердца и разума… C. 67. 4 Burmann G. W . Kleine Lieder für kleine Mädchen… S. 132–134. 5 Popławski A . Nauka moralna… S. 12.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=