ДЕТИ И ДЕТСТВО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ
41 ными, так и отложенными во времени и даже перенесенными в относительно далекое будущее. За дурное поведение ребенок неминуемо расплачивается наказанием, которое может выражаться в форме причинения себе вреда (уши- бы, порезы); порицания со стороны и взрослых, и сверстников; лишение прови- нившегося определенных прав (на десерт, игры, прогулки, общение со сверст- никами); в различных формах психологического давления. В отдаленной пер- спективе даже единожды совершенный дурной поступок может привести к плохой репутации, к исключению из общества из-за ставшей чертой характе- ра лживости и нежелания повиноваться (представителям власти, работодателю, др.), к нищете, которая выступает прямым следствием лени. Еще более драма- тичные последствия могут быть у тех дурных поступков, которые входят в при- вычку, поскольку во взрослом состоянии невозможно избавиться от приобре- тенных в детстве дурных склонностей. За хорошими поступками с такой же неотвратимостью следует вознаграж- дение в форме личного удовлетворения от исполненных обязанностей (по от- ношению к себе, родителям, наставникам, др.), обоснованной гордости, обще- ственного признания – как со стороны взрослых, так и сверстников; в будущем такие приобретенные в детстве качества, как трудолюбие и усердие вознаграж- даются возможностью найти достойное место службы, материальным достат- ком, а для девочек – удачным замужеством. Для большей дидактической наглядности составители поучительных историй иногда используют прием противопоставления: в одной и той же ситуации дети принимают разные реше- ния или выбирают разные модели поведения, которые приводят к диаметрально противоположным последствиям 1 . Аргумент неотвратимости последствий любого поступка, который высту- пал стимулом вести себя в соответствии с предписываемыми образцами, при- сутствовал не только в учебной литературе, но также и в разнообразных по жанру религиозно-поучительных сочинениях раннего Нового времени 2 . При этом и поощрение, и наказание настигают ребенка уже в настоящей жизни. Ре- лигиозный мотив потустороннего воздаяния за пороки и добродетели хотя и продолжает присутствовать в учебной литературе даже в эпоху Просвещения, но постепенно отходит на второй план. Подобное смещение акцентов заметно, в частности, в появлении в книжках для детей темы счастья, стремление к кото- рому также могло предлагаться в качестве одного из мотивов предпочесть именно добродетельное поведение 3 . На протяжении XVII в. в учебных пособиях и в книгах для чтения посте- пенно формируются два важных тематических блока, которые присутствуют 1 [ Stawski St. ] Książeczka do sylabizowania i czytania. Wrocław, 1790. S. 14–15. 2 Корзо М. А. О формах и содержании нравственных предписаний в католической назида- тельной литературе раннего Нового времени // Человек. 2018. № 6. С. 118. 3 Кудрявцева Е.Б . Для сердца и разума: Детская литература в России XVIII в. СПб., 2010. C. 65–66; Alzheimer-Haller H . Handbuch zur narrative Volksaufklärung. Moralische Geschichten 1780–1848. B.; N. Y., 2004. S. 122, 136–137; Burmann G.W . Kleine Lieder für kleine Mädchen, und Jünglinge. B., 1777. S. 148.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=