ДЕТИ И ДЕТСТВО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ
40 подборкой картинок-эмблем. Со временем изменялся и удельный вес тех или иных разделов. Что касается содержания нравственного назидания в учебной литературе, то на протяжении раннего Нового времени не утрачивала своего значения фор- ма абстрактных постулатов и императивов как в негативной форме («не лги», «не бери чужого», «не играй с плохими детьми»), так и в виде позитивных предписаний («будь боязливым», «слушай родителей и наставников», «помогай сверстникам»). С распространением в учебной литературе поучительных рассказов, начи- нает доминировать ситуативный анализ проявлений добродетели и порока, или своего рода нравственные кейсы. Теоретики педагогики были единодушны в том, что абстрактные нравственные правила усваиваются гораздо лучше в форме наглядных поучительных примеров – как дурных (служащих предосте- режением), так и положительных (в качестве образца для подражания). Детские поучительные рассказы создавались как собрание «идеальных» поведенческих моделей почти на все случаи жизни, которые детям надлежало копировать в конкретных житейских ситуациях. Здесь прослеживается стрем- ление не просто информировать ребенка о том, что хорошо, а что плохо, но мо- дифицировать и моделировать его поведение. Повторение одинаковых историй, часто с бóльшей конкретизацией деталей, способствовало лучшему запомина- нию предлагавшихся моделей 1 . Лучшему усвоению помогала и однозначность оценки описываемых сценок из повседневной жизни, которая проговаривалась уже в названиях: «невнимательный ребенок», «упрямый ребенок», «ребенок, который знает свои обязанности по отношению к братьям и сестрам», «правдо- любивый ребенок» 2 . Иногда использовался прием контраста или параллельного изображения добродетели (например, умеренности в еде) и порока (склонности объедаться); для правильной расстановки акцентов описание достойного под- ражания поступка могло обводиться в рамочку 3 . Создавались также книги для чтения, содержащие образцы нравственно достойного образа жизни для представителей различных социальных и профес- сиональных групп. Фридрих Эбергард фон Рохов в книге для чтения для учени- ков сельских школ вводит в качестве персонажей своих историй представите- лей профессий, связанных с сельскохозяйственным трудом 4 . В качестве главного мотивирующего средства для детей выступала неот- вратимость последствий любых поступков, которые могли быть как сиюминут- 1 Moore C. N . “Gottseliges Bezeugen und frommer Lebenswandel”. P. 137, 141; Ead. The Maid- en’s Mirror. Reading Material for German Girls in the Sixteenth and Seventeenth Centuries. Wies- baden, 1987. P. 77, 87. 2 Weiße Ch. F . Neues A, B, C, Buch, nebst einigen kleinen Uebungen und Unterhaltungen. Leipzig, 1773. 3 Alderson B., de Marez Oyens F . Be Merry and Wise. Origins of Children’s Book Publishing in England, 1650–1850. New Castle, 2006. P. 143. 4 von Rochow F.E . Der Kinderfreund. Ein Lesebuchzum Gebrauch in Landschulen. Teil. 2. Frank- furt, 1779; Id. Der Kinderfreund. Ein Lesebuchz um Gebrauch in Landschulen. Teil 1–2. Nürnberg, 1791.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=