ДЕТИ И ДЕТСТВО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ

39 принципы именно христианского этоса. Обязанности могли группироваться по принципу обязанностей по отношению к Богу, к ближнему и самому себе; со временем данная схема стала самой распространенной 1 . Обязанности по отно- шению к самому себе распадались на две группы: совершенствование души и забота о теле. Вторая из них со временем эмансипировалась в самостоятель- ный раздел о нормах этикета и общения. Внимание к правилам приличия объ- яснялось убежденностью, что внешний вид и поведение есть проявление внут- ренней сущности человека; а потому на него возлагалась обязанность следить не только за состоянием своей души, но и тела. В конце XVII в. появляются поучительные рассказы, которые впослед- ствии становятся самостоятельным жанром детской литературы 2 . Они выстраи- ваются как типовые сценки из повседневной жизни – в семье, среди ровесни- ков, при выполнении домашних дел, в школе, на прогулке, при общении с жи- вотными и на природе; встречались биографические или стилизованные под биографии рассказы 3 . Назидательные сценки для самых маленьких облекались зачастую в форму стишка или песенки. Рассказы не предназначались для за- учивания наизусть; их содержание усваивалось в результате многократного пе- речитывания и повторения. Назидательным потенциалом обладал и иллюстративный материал учеб- ных пособий. В ранних букварях он использовался преимущественно для объ- яснения букв и фонетических правил. Впоследствии функции картинок в учеб- ной литературе усложняются – они дублируют содержание текста, делают нра- воучение более наглядным, выступают своего рода мнемотехническим сред- ством для лучшего запоминания содержания. К концу XVII в. некоторые книги для чтения переделываются в эмблематические издания: так, сборник назида- тельных стихов для детей английского баптистского проповедника и писателя Джона Баньяна в 1707 г. был дополнен гравюрным рядом, и на протяжении XVIII и отчасти XIX в. был одним из наиболее популярных в Европе эмблема- тических сборников 4 . Представленные выше формы нравственных предписаний встречались да- леко не во всех учебных пособиях и не всегда в «чистом» виде: библейские ци- таты подавались вперемешку с «домашними таблицами» и правилами этикета; серьезные грамматические пособия совмещались с не очень подходящими для этих изданий разделами о правилах благочестивой жизни; поучительные исто- рии дополнялись нравоучительными максимами, песенками об обязанностях, 1 Lehrbuch der Christlichen Religion zum Gebrauche in Kirchen und Schulen. München, 1807; Popławski A . Nauka moralna dla szkół narodowych. Kraków, 1790; Sittenlehre für Volksschulen; oder Lesebuch für unstudierte Leute über die Pflichten gegen Gott, und den Nächsten. Stadtamhof, 1808. 2 Moore C.N . “Gottseliges Bezeugen und frommer Lebenswandel”. Das Exempelbuch als pietis- tische Kinderlektüre // Das Kind in Pietismus und Aufklärung / Hrsg. von J.N. Neumann, U. Sträter. Halle; Tübingen, 2000. С. 133. 3 Janeway J . A Token for Children. Worcester, 1785. 4 Bunyan J . Divine Emblems: or, Temporal Things Spiritualized. Fitted for the Use of Boys and Girls. Philadelphia, 1796.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=