ДЕТИ И ДЕТСТВО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ
38 ский жанр. Интересно посмотреть на самого автора и на то, как отражается его лич- ность в этих наставлениях. Крылова Ю. П. У меня есть монография, которая родилась из диссертации «Автор и общество в позднесредневековлй Франции» – по поучению отца собствен- ным дочерям. Там я в полной мере рассмотрела автора и как личность, и как отца, и т.д. Этот текст включен в контекст и других подобных поучений. По поводу Людо- вика XI очень сложно сказать – он или не он это написал. Там нужно исходить из всей рукописи, по одному тексту поучения нельзя сказать, кто автор. Сохранившийся манускрипт гораздо обширнее, там много разных текстов, созданных одновременно и написанных для его сына. Книгу нужно изучать комплексно – и кодикологически, и палеографически, – на одном тексте достоверные выводы построить сложно. Ромашина Е. Ю. Коллеги, наша конференция – это такой «переход» через гра- ницы – и хронологические, и географические, и дисциплинарные, может быть, в этом ее самая большая ценность. В одном поле встречаются разные специалисты, и есть возможность посмотреть на одни и те же явления под разным углом. А возможно и «поверх» границ… М. А. Корзо Институт философии РАН (Москва) ШКОЛЬНЫЕ УЧЕБНИКИ И ДЕТСКИЕ КНИГИ ДЛЯ ЧТЕНИЯ XVI – НАЧАЛА XIХ в. О ВОСПИТАНИИ ДОБРОДЕТЕЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА: ИЗБРАННЫЕ ПРИМЕРЫ Европейская история с XVI до начала XIX вв. характеризуется масштабными процессами нравственного реформирования, в которые были вовлечены государ- ственные, церковные и общественные институты. Общей целью преобразующих усилий было изменить нравственное сознание и поведение людей, а одним из ин- струментов – общеобразовательные учебные пособия и книги для чтения. Нравственно-назидательный материал подавался в различных формах. Это были, например, подборки религиозно-нравственных и поучительных сентен- ций, получившие распространение первоначально в протестантской учебной литературе; их ядро составляли исключительно ветхозаветные тексты. Со вре- менем материал тематически упорядочивается, библейские фрагменты допол- няются сентенциями мыслителей разных эпох, крылатыми выражениями и по- говорками; со временем увеличивается удельный вес светских изречений, в эпоху Просвещения в том числе и из философских произведений, превращая подборки сентенций в руководство по устроению повседневной жизни 1 . Назидание в учебниках могло принимать форму перечня обязанностей и получило широкое распространение не в последнюю очередь благодаря раз- делу «домашняя таблица» в «Кратком катехизисе» Мартина Лютера 1529 г. Пе- речни состояли исключительно из новозаветных фрагментов, задавая основные 1 Dietrich J.C . Biblisches Spruchbüchlein, darinn unterschieden evornehme Sprüche. Ulm, 1616.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=