ДЕТИ И ДЕТСТВО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ
35 тельным трактатам детям. В самом позднем из рассматриваемых текстов наблюдаются интересные изменения мировоззрения, незнакомые более ранним источникам. Речь идет о поучении Анны Французской, герцогини Бурбонской, дочери короля Людовика XI, которое она написала в 1504 г. для своей дочери Сюзанны. В нем также уже традиционно отводится большое место речи в пуб- личном пространстве. Отличие этого позднего, уже на излете Средневековья, поучения от более ранних в том, что тут неизмеримо больше внимания отво- дится вопросам репутации – социального понятия, не существующего в личном пространстве индивида. Лишь со стороны, глазами социума, могут быть оцене- ны достоинства личности. И это становится чрезвычайно важным. Если раньше не должно было быть стыдно перед Богом, то теперь в первую очередь стреми- лись не опозориться перед другими людьми и учили этому своих детей. Согласно Анне Французской, речь должна быть мягкой и учтивой во всех ситуациях. Он солидарна со своими предшественниками в воспитательном процессе и наставляет дочь, что говорить нужно немного. Однако причину это- го она формулирует иначе, нежели прочие авторы, мужчины-отцы. Многосло- вие досаждает людям, а «им нужно нравиться, чтобы быть приятной и любимой всеми», – не раз повторяет Анна 1 . Для женщины пока еще не стоит вопрос о придворной или дипломатической карьере. Для нее важна, прежде всего, ее честь и репутация (а из репутации женщины в Средние века, как показала в своем исследовании Клод Говар 2 , формируется и репутация ее мужа). В сло- вах всегда должна быть крайняя степень учтивости и любезности вне зависимо- сти от социального ранга собеседника. С простыми людьми необходимо об- щаться чрезвычайно благосклонно, поскольку от них часто зависит доброе имя или скандальная репутация дамы. Острый или резкий язык у женщины прирав- нивается к отсутствию целомудрия и считается крайней глупостью. Анна по- стоянно предупреждает, что любое отступление от ожидаемой нормы поведе- ния тут же высмеивается. Это может быть не только речевое поведение, но все что угодно: одежда, не соответствующая рангу или сезону, подозрительная об- ходительность с противоположным полом, жеманность и манерность. В то же время у Анны появляется и новое понимание достойного вербаль- ного поведения для женщины. Теперь, с ее точки зрения, для доброй репутации благородной дамы недостаточно просто молчать. «Некрасиво быть угрюмой или слишком малоразговорчивой», – говорит автор, – такие женщины похожи на идолов или на нарисованные картины» (р. 66). Нужно научиться пользовать- ся языком: говорить мягко и приятно для всех, любезно отвечать, учтиво бесе- довать. «Речь, – пишет Анна, – это наиболее благородная вещь, которую Бог вложил в свое создание и самое печальное, когда ее плохо используют – слиш- ком много или слишком мало» (р. 67). Такое понимание речи, давно назревав- шее, впервые четко сформулировано в поучении собственному ребенку именно 1 Anne de France . Enseignements à sa fille suivis de l`Histoire du siège de Brest / Ed. T. Clavier et E. Viennot. St.-Etienne, 2006. P. 44–50. 2 Gauvard C. Honneur de femme et femme d’honneur en France à la fin du Moyen Âge // Francia. 2001. Vol. 28 (1). Р. 164–165.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=