ДЕТИ И ДЕТСТВО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ

34 ние молчать, о котором много не расскажешь (хотя умение правильно молчать – это отдельная тема в святоотеческой и нравоучительной литературе). Чем выше положение в обществе автора, тем больше внимания в поучении ребенку он отводит проблеме вербальной коммуникации. Для позднего Сред- невековья (и в дальнейшем, уже в последующую эпоху) это вполне закономер- но, поскольку расширяется круг общения знати, в первую очередь за счет при- дворной жизнедеятельности: знать присутствует по статусу на мероприятиях при дворе, исполняет ту или иную должность, участвует в совете при сеньоре или в дипломатической миссии. Всему этому сопутствует насыщенное обще- ние. Неудивительно, что эта тема стала одной из центральных в поучительном «Письме сыну» (1465 г.) высокопоставленного бургундского придворного, ди- пломата и советника герцога, родственника предыдущего автора, Жана де Лан- нуа. Насыщенной концентрации размышлений о речевой этике в обществе спо- собствовала и его личная история в тот момент – при дворе разгорелся скандал, из-за которого он был вынужден бежать во владения французского короля и писал уже там 1 . Опала Ланнуа и его родственников была связана с оговором – продуманной и планомерной стратегией придворных конкурентов. Именно по- этому особенно интересен этот текст. Дидактические сочинения нередко спра- ведливо упрекают в теоретизировании, далеком от действительности. В этом же поучении автор анализирует свой жизненный опыт при дворе и надеется пере- дать его в будущем только что родившемуся сыну, когда тот подрастет, пони- мая, что по рождению ему придется вращаться в той же среде. Уже в самом начале своего поучения он говорит о необходимости научиться «bien parler» (правильно говорить), понимая важность сказанного слова 2 . Он показывает, что это важно в двух аспектах. Во-первых, помогает в спасении души («кто умеет сдерживать свой язык – близок Богу», – говорит Ланнуа 3 ), потому что боль- шинство словесных грехов направлены против ближнего и включались бого- словами в девятую заповедь – «не произноси ложного свидетельства на ближ- него твоего». А во-вторых, помогает избежать неприятностей и преуспеть в этой жизни: «выслушивание <других> не может нанести вред мудрому <че- ловеку>, но сказанное слово может сильно навредить и причинить ущерб, и его уже нельзя сказать по-другому и отменить ... Хорошо подумай, поскольку пока твой рот закрыт, он является твоим рабом, обитающем в твоей тюрьме, но как только ты произнес слово и предал его огласке, ты становишься его слугой; и оно может принести тебе много зла и страдания» 4 . Процесс контроля своей речи, которому пытались родители научить своих детей с детства, напрямую связан с пониманием важности репутации в обще- стве. Это представление можно проследить в развитии во времени по поучи- 1 См. об этом: Крылова Ю.П. «Неудачно сказанное слово опаснее удачного удара мечом»: Речь в придворной повседневности Бургундии XV в. // Французский ежегодник–2014. М., 2014. С. 151–166. 2 Coppie des lettres envoyés par Jehan seigneur de Lannoy à Loÿs son fils // Lannoy В. de, Dansaert G. Jean de Lannoy le Batîsseur. 1410–1493. P.; Bruxelles, 1937. P. 125. 3 Ibid. P. 133. 4 Ibid. P. 126–127.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=