ДЕТИ И ДЕТСТВО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ

33 относится не только к сыновьям, как у Номпара де Комона, но и к дочерям, как в анонимном тексте неизвестного отца своей дочери под названием «Прекрас- ные поучения» (предположительно конец XV в): «Дочь, не стыдитесь, / Если по ошибке дурные слухи о вас пойдут. / Ибо нет ни одного находящегося при дво- ре, / о ком однажды не посплетничали» 1 . Теперь люди смотрят друг на друга, а не как прежде, в одном направлении на Бога. В обществе начинает цениться репутация персоны за пределами само собой разумеющегося – не просто как добродетельной женщины или доблестного рыцаря, а как личности. Анализи- руя то, в чем родители наставляют детей, создается ощущение, что люди в принципе стали намного больше разговаривать и общаться в целом. Боль- шинство словесных грехов – ложь, злословие, клевета, оговор, насмешка, оскорбление – были рассчитаны на слушателей, иначе терялся смысл их суще- ствования. Расширение аудитории наращивало частоту использования этих вербальных стратегий. Судя по одним и тем же проблемам, проходящим через все тексты, это общение не ограничивалось никакими строгими рамками (кото- рые можно было бы назвать «протоэтикетом»), даже рамками христианского миропонимания. А потому происходило то, что сформулировала неизвестная сочинительница второй половины XV в. в поучении своим двум сыновьям: «от многословия часто происходят большие недоразумения» 2 . Практика, таким об- разом, лишь подтверждала всем известные библейские истины. В этой связи, интересно отметить, что очень многие наставления в роди- тельских текстах построены с использованием негативных глаголов. Например, среди некоторых советов Жильбера де Ланнуа в его сочинении «Родительские поучения» (сер. XV в.) значатся следующие наставления: не говорить много; не раскрывать секретов; не порицать; не перебивать говорящего; не приукрашать речь, чтобы не обозвали лгуном; не вмешиваться в разговор двоих; не разгова- ривать на мессе; не хвастаться тем, что имеешь; не спорить; не лгать 3 . Негативные конструкции свидетельствуют о некой «норме», распростра- ненной в обществе, от которой надо было отвратить отпрысков. В дидактиче- ских трактатах моралисты в подавляющем большинстве случаев в подробно- стях описывают именно грехи, которых следует остерегаться. И в то же время существенно меньше внимания они уделяют благочестивым примерам, хотя сами же обычно декларируют, что жаждут воспитывать на добрых примерах, а, по сути, рассказывают о дурных деяниях, о которых читатель (особенно ребе- нок) мог и не знать до этого 4 . Так же обстоит дело и с конкретными наставле- ниями. В отношении речевого поведения преобладают советы «как не надо себя вести». Возможно, отчасти это связано с тем, что главная коммуникативная стратегия в обществе, считающаяся добродетелью – это, как ни странно, уме- 1 Enseignemensmoult beaux // Koninklijke Bibliotheek van België. Ms. 4373. F. 136v. 2 Les enseignemens que une dame laisse a ses deulx filz enforme de testament // Bibliothèque na- tionale de France. Ms. fr. 19919. F. 2v. 3 Ghilbert de Lannoy . Les Enseignements paternels // Oeuvres de Ghilbert de Lannoy, voyageur, diplomate et moraliste / Ed. Ch. Potvin. Louvain, 1878. P. 451, 454–455. 4 Напр., Кристина Пизанская наставляет сына, что не нужно читать «Роман о Розе» и Овидия, сообщая тем самым о существовании подобных «недостойных» книг.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=