ДЕТИ И ДЕТСТВО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ

32 стоятельств, для Кристины было важно поведение в придворной среде, поэтому она рекомендует читателю: «Если хочешь жить при дворе в мире, / Смотри, слушай и молчи» (ст. 40). Позиция «придерживай язык» (ст. 97) представляется основополагающей в ее концепции речевого поведения в обществе. В том же ключе развивается мысль ее младшего современника – Номпара де Комона, сеньора из Перигора. У него были совершенно иные обстоятельства жизни. Он жил вдали от королевского двора (куда была вхожа Кристина Пизан- ская) и даже далеко от столицы; постоянно то путешествовал, то воевал, по- скольку его земли находились в эпицентре англо-французского конфликта Сто- летней войны. В 1416 г. Номпар де Комон тоже составляет поучение своим де- тям. Они еще совсем малы, поскольку ему самому всего лишь 25 лет. Очевид- но, что труд им был составлен не ради приятного времяпрепровождения, а на случай неожиданной смерти, что могло произойти как на войне, так и в путе- шествиях. Известно, что в следующие два года он отправится в паломничество сначала в Сантьяго-де-Компостеллу, а потом и в Святую Землю. Скорее всего, составление текста было продиктовано именно планируемыми дальними стран- ствиями, поскольку война была в это время каждодневной реальностью. В центре внимания Номпара де Комона также стоит вопрос обучения детей коммуникативной культуре. Однако, несмотря на внешнюю схожесть с поучени- ем Кристины – это тоже поэтическое сочинение, написанное катренами, – можно говорить об их важном отличии. Придворная поэтесса не оригинальна. Она пи- шет в духе своего времени и в стиле моралистов, посвящавших поучения детям вообще, а не своим собственным. Не исключено, что ее обращение «сын» вполне могло быть условной риторической фигурой. Из ее советов трудно вычленить эмоциональную составляющую, очевидно свидетельствующую о любви и беспо- койстве за будущее сына. В сочинении Номпара де Комонамы наблюдаем иное отношение. Его высказывания тоже характерны, разумеется, для христианской картины мира, однако, он идет дальше, развивая и комментируя свои советы, вы- сказывая опасения, объясняя последствия. Это похоже на разговор со своими детьми. Собственно, это он и ставил своей целью: «составить книжицу, которая будет их исправлять, когда меня не будет» 1 . В его поучениях-рассуждениях мы можем вычленить новое отношение к вербальным контактам в обществе, кото- рое появляется именно в XV в. Если раньше в поучительной литературе главным императивом было напоминание о страхе Божьем, боязни заслуженного воздая- ния за грехи, то теперь появляется боязнь позора или осмеяния в кругу равных себе, в глазах другого. Можно не совершить греха ни на словах, ни на деле, но, например, говорить много или чересчур открыто, или даже просто сообщить ка- кую-то новость – и человек мог быть осмеян или опозорен. Появляется опасение стыда перед другими людьми – свидетелями и даже наблюдателями чужой жизни. Интересно, что одновременно с этим в поучениях родителей, имеющих от- ношение к придворным кругами, появляется совет отпрыскам не обращать внимания на «злые языки», сплетни или распускаемые о них слухи. Причем это 1 Le livre Caumont, ou sont contenus les Dits et Enseignemens du seigneur de Caumont composés pour ses enfans l`an mil quatre cent XVI / Ed. J. Galy. P., 1845. Р. 5.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=