ДЕТИ И ДЕТСТВО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ

31 От эпохи Средневековья во Франции сохранилось совсем немного роди- тельских наставлений собственным детям. На сегодняшний день известно чуть более десятка текстов. Практически все они написаны не просто светскими людьми, но представителями знати, включая лиц королевской крови. Эти тексты особенно интересны тем, что авторы выражают свое видение окружающего ми- ра, передают собственный жизненный опыт или, по крайней мере, представляют тот набор правил, который лично они считают необходимым для своих детей. Тема вербальной коммуникации в той или иной мере проходит через все поучительные тексты. Однако к XV веку она выходит на первый план и стано- вится одной из самых волнуемых для авторов-родителей. Никак не коррелируя с возрастом авторов и адресатов, полом, общественным положением, обстоя- тельствами жизни, она остается актуальной, более того – приобретает с годами всё большую насыщенность, о чем свидетельствует повышенная эмоциональ- ная выразительность и конкретизация поучительных рекомендаций авторов. В ранних наставлениях советы об умеренности и добродетельности речевых высказываний формулировались односложно, как нечто само собой разумеюще- еся. Судя по всему, эти истины были всем известны, хотя не всегда исполняемы, раз требовали постоянного напоминания. Проблема «греховного языка» отсыла- ет еще к библейским текстам (например, в Книге Притч говорится «смерть и жизнь во власти языка» (18:21). О них неустанно писали отцы церкви, дополняя упоминаниями новых грехов существующие списки. Так, к XIV веку богословы насчитывали уже около четырех десятков грехов языка 1 . Ситуация подтвержда- ется и родительскими поучениями – к концу Средневековья беспокойство стар- ших по этому вопросу становится все более ощутимым. Авторы рассматривали вербальное общение во всевозможных аспектах и нюансах, стараясь сформиро- вать у детей адекватную их положению и обстоятельствам жизни коммуника- тивную культуру, осмысленную родительским жизненным опытом. На рубеже XIV–XV веков известная французская сочинительница ита- льянского происхождения Кристина Пизанская создает «Нравственные поуче- ния», адресованные ее сыну Жану Кастелю. Это поэтическое сочинение, напи- санное катренами, не имеет видимой структуры. Несмотря на прогрессивность, как считается, взглядов первой французской поэтессы, ее наставления сыну вполне традиционны для того времени. Более того, в своей консервативности она в чем-то даже превосходит авторов-мужчин. Из всех дидактических сове- тов на протяжении своего произведения Кристина постоянно возвращается к одному сюжету – проблеме речи. Она настоятельно рекомендует не раскры- вать секретов ни своих, ни чужих; дослушивать говорящего до конца, что дает время подумать над ответом; быть искренним в словах, не говорить слишком много, дабы не прослыть глупцом; не ссориться за столом; не произносить слов, в которых бы проявлялась злопамятность и т. п. 2 В силу жизненных об- 1 См. об этом: Casagrande C., Vecchio S . Les péchés de la langue. Discipline et éthique de la pa- role dans la culture médiévale. P. 2007. 2 Les enseignement moraux // Oeuvres poétiques de Christine de Pisan / Ed. M. Roy. P., 1896. T. 3. P. 27–44.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=