ДЕТИ И ДЕТСТВО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ
30 Модератор – Екатерина Юрьевна Ромашина. Ромашина Е. Ю. Большое спасибо всем участникам пленарного заседания, ко- торые своими докладами, вопросами, репликами «распахали поле» для проведения этой секции. Предыдущий разговор закончился как раз темой учебника и проблема- ми его изучения. Что такое учебные тексты, как их изучать, что они означают, насколько мы можем проникнуть в замысел автора, насколько можем реконструиро- вать процесс обучения, который заложен в учебнике как модели, – эти и ряд других интересных и важных вопросов прозвучали при обсуждении пленарных докладов. Эта сессия фактически посвящена этому проблемному полю. Когда мы сейчас будем говорить о дидактических культурах, то значительная часть докладов будет посвя- щена именно учебникам, учебным текстам и детской литературе, и будем надеяться, что мы услышим убедительные ответы на те вопросы, которые были заданы и смо- жем их обсудить в нашей последующей дискуссии. Доклады выстроены преимуще- ственно по хронологическому принципу, и мы будем двигаться из глубин веков к со- временному понимаю того, что такое учебник, дидактическая культура и образова- тельный процесс. Ю. П. Крылова Институт всеобщей истории РАН (Москва) ОБУЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫМ СТРАТЕГИЯМ ВО ФРАНЦУЗСКИХ ПОЗДНЕСРЕДНЕВЕКОВЫХ ПОУЧЕНИЯХ СОБСТВЕННЫМ ДЕТЯМ Поучительный жанр был чрезвычайно развит в Средневековье. Писались трактаты, посвященные как конкретным людям, так и группам: например, наставления принцам или женщинам. На этом поприще подвизались в основ- ном люди образованные, в первую очередь клирики. К концу позднего Средне- вековья морализаторство стало еще более востребованным и встречалось уже во многих литературных жанрах за пределами дидактических трактатов (поэ- зии, романах, эпистолярных сочинениях и т. д.). Истоки французского родительского наставления можно найти, как мини- мум, в меровингскую эпоху. Самым ранним из сохранившихся поучений счи- таются письма Херхенфреды своему сыну Дезидерию, будущему епископу Ка- гора (VII в.). Ее правила не отличаются оригинальностью и соответствуют об- щеизвестным христианским ценностям: любить и страшиться Бога, заботиться о душе, быть милосердным, верно служить сеньору. Следование этой традиции будет наблюдаться и в последующие столетия. Однако уже у нее мы встречаем совет «быть осторожным в словах» 1 . Эта мысль, пока не конкретизированная и стоящая после прочих, к концу Средних веков станет одной из центральных, иногда даже отодвигая наставления о любви к Богу на второй план. 1 Vita Desiderii Cadurcae urbis episcopi // Monumenta Germaniae Historica. Scriptores rerum Mer- ovingicarum. T. IV. Hannover, 1902. S. 569–570.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=