ДЕТИ И ДЕТСТВО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ

28 ки в едином направлении поиска, о котором мы сегодня говорим: изучение форм и методов обучения, учебной литературы и т. д. Именно это объединение позволяет сегодня совершать научные прорывы. Кажется, это «снежный ком», который уже не остановить и начато движение, которое приведет нас к пониманию того, как проис- ходило обучение в Новое время. Лучицкая С. И. О феномене ученичества мы можем судить только по каким-то косвенным данным. Ольга Евгеньевна говорила о документах делопроизводства, но ведь эти документы можно по-разному интерпретировать. Меня очень интересует, как мы можем изучать этот феномен? Что нам позволяет вообще говорить о том, что этот феномен существовал? Есть ли здесь какие-то хронологические реперы? Как мы мо- жем вычленить в источниках этот феномен? Как все это изучать? Или это такая же проблема как у нас медиевистов с феодализмом – мы знаем, как будто, что феода- лизм существовал, а как его обнаружить в источниках, как его изучать, мы не знаем… Ромашина Е. Ю. Изучение феномена ученичества во многом будет зависеть от хронологии. От конкретного периода зависит, какие источники мы можем искать. И это будет очень разный подход, универсального совета здесь не существует, к со- жалению. Костина Т. В. Действительно, возможны разные подходы. Один из них – про- должить исследование, которым занимается В. С. Ржеуцкий. Это фронтальный сбор фактического материала о гувернерах, частных учителях. Уже сейчас собранный им материал показывает, что численность и уровень образованности частных учителей в России подчас недооценены. Тот же самый И. В. Паус, о котором я сегодня буду делать доклад, приехав в Россию, преподавал в семьях в 1702 и 1707 гг. А это уни- верситетский магистр! Это уровень школы Халле. Когда материал накопится, мы бу- дем лучше понимать, каким был уровень преподавания в семьях, например, в нача- ле XVIII века. Левинсон К. А. Один из замечательных источников, который позволяет нам что-то узнать об ученичестве со стороны учителя, это письма домашних учителей – многие из них были издалека родом, они писали своим родственникам во Францию, в Германию. Недавно опубликован сборник писем Кристиана Шлецера, сына Августа Людвига Шлецера, который на рубеже XVIII–XIX веков в Москве работал домашним учителем. В своих письмах он довольно много пишет о своих отношениях с учениками и учени- цами, немного пишет о том, как он преподавал и т.д. Эти письма изданы на немецком и на русском. Конечно, чем глубже погружаться в изучение более ранних периодов ис- тории, тем меньше письменных источников, потому что они хуже сохранились, а мно- гие просто не писали из-за трудности доставки писем в то время, в XV, АXVI веках. Насколько я знаю, системного изучения данной темы пока не существует. Лучицкая С. И. Меня как раз интересовал период Древней Руси – если гово- рить об источниках, он самый «темный»… Костина Т. В. Одним из ценных источников должны стать пометы на книгах. Выделяют, но редко специально изучают ученические пометы как особый тип марги- налий. А они обладают рядом характеристик, которыми не обладают пометы чита- тельские или редакторские. Хорошо бы сформулировать эти отличия, чтобы мы лучше опознавали, где просто расписывание ручки, а где действительно свидетель- ство об учебном процессе. Думаю, что массовый учет этих помет дал бы очень цен- ный материал для истории ученичества. Зверева Г. И. Дорогие коллеги, пришло время ненадолго остановить нашу дис- куссию. Мы сделаем небольшой перерыв перед следующей сессией.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=