ДЕТИ И ДЕТСТВО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ
24 в математическую задачу можно заложить некую идеологическую составляю- щую – например, в задаче детям предлагалось вычислить, сколько евреев жило в крупных городах Германии в каком году. А в картинку, изображающую го- род, мог быть вложен специфический антиурбанистический пафос: нацисты всячески подчеркивали, что стараются ради немецкого крестьянина, воспевали «кровь и почву», завоевывают на востоке Европы земли для «кормящего сосло- вия», т.е. для крестьян, а большие города (где на самом деле и была сосредото- чена как основная часть самих нацистов, так и основные «массы», интересо- вавшие фюрера) изображали как средоточие всех зол – капитализма (в первую очередь «еврейского»), коммунистической пропаганды, падения нравов, вы- рожденного искусства, антинародных политиков и проч. Соответственно и на картинках в учебниках 30-х – 40-х годов можно видеть репрезентации города, в которых композиция и цветовая гамма тем мрачнее, чем крупнее изображае- мый город. В таких учебниках всё на поверхности, увидеть и интерпретировать такие репрезентации сравнительно легко. Во многих других учебниках ХХ сто- летия – советских, германских и прочих – нужно хорошенько покопать и много чего выяснить, прежде чем удастся «ухватить власть за руку», как выражался Мишель Фуко. Этот проект еще находится на начальной стадии своей реализации. Я надеюсь, что удастся довести его до конца с успехом и что выйдет еще одна книга, где среди авторов будет числиться Виталий Григорьевич Безрогов. ОБСУЖДЕНИЕ Зверева Г. И. Дорогие коллеги, я предлагаю обсудить все три доклада, которые мы услышали. Поскольку речь шла и о репрезентации концепций В. Г. Безрогова, и о том, как эти идеи в каком-то новом виде воплощаются в современных проектах. Пожалуйста, кто хотел бы высказаться? Тендрякова М. В. Очень интересные доклады прозвучали! Спасибо большое! Хочется отозваться на доклад Ольги Евгеньевны Кошелевой, в котором затронута очень актуальная тема. Практически четыре века школа существовала как классно- урочная система, предложенная Яном Амосом Коменским. Но вдруг мы обнаружива- ем, что школа не уникальный способ обучения и социализации молодого поколения. То, что происходит сейчас, напрямую соприкасается с историей педагогики: в усло- виях COVID школа «трещит по всем швам», многое меняется, приходит он-лайн- образование, мы становимся свидетелями трансформационных процессов, которые происходят не в далекой истории, а прямо у нас на глазах. Меняется учебная прак- тика, меняется учебный обычай, формат и приемы обучения также терпят измене- ния. Педагогическое сознание как может им сопротивляется – это срез педагогиче- ской ментальности: многие учителя против, родители тоже против, и с этим прихо- дится считаться – смотрите, как остро стоит вопрос! А педагогическая мысль пыта- ется отрефлексировать и оправдать эти перемены: невозможно держаться за ста- рую форму, если она не отвечает потребностям сегодняшнего дня. Новая форма придет и в каком-то виде останется, хотя я очень надеюсь, что мы не уйдем в он- лайн навсегда. Ребенок из глухой деревни, где сокращается количество школ, смо- жет не покидать свое место жительства, а продолжать учебу, не выходя из соб- ственного дома. Это уровняет шансы людей на реализацию жизненных стратегий.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=