ДЕТИ И ДЕТСТВО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ

23 «школьного» – возраста, в жителей больших городов: либо деревня превраща- лась в город, когда рядом с ней возникал большой завод, либо жители ее пере- селялись в те города, где была работа на производстве или на инфраструктур- ных объектах типа портов и железных дорог, или на стройках и т. д. Многие населенные пункты на протяжении жизни одного поколения несколько раз удваивали свои размеры. Например, в Рурской области в период индустриали- зации были города, в которых численность населения удваивалась каждые де- сять-двадцать лет. Менялась и материальная среда обитания горожан, она все больше отличалась как от прежних городских условий, так и от сельских. Второй процесс, который протекал приблизительно в это же время в Цен- тральной и частично в Западной континентальной Европе, – это распростране- ние массового начального и среднего школьного образования, находившегося в руках коммунальных или государственных властей. Со стороны этих властей школы подчинялись все более подробной и строгой регламентации, в том числе применительно к использованию учебников по всем учебным предметам. От- сюда взрывной рост как количества, так и, с одной стороны, разнообразия, а с другой стороны – регламентированности учебной литературы. Третий процесс, шедший в то же время, – это развитие педагогической мысли и, в частности, торжество той идеи, что учебники должны быть разными для городских и для сельских детей, для девочек и для мальчиков, для детей разных регионов, разных типов учебных заведений и т. д. Отсюда, в частности, нарастающая дифференциация учебников, в особенности в ХХ в. Пусть не пря- мо пропорционально этой дифференциации, но все же в зависимости от нее происходила и дифференциация тех картин мира, которые были представлены в учебной литературе. Все больше появлялось букварей и книг для чтения в начальной школе (где больше всего картинок), которые выпускались горожа- нами специально для тех или иных категорий детей, – и это в любом случае бы- ли городские книги, т.е. сельская местность и дикая природа там были показа- ны горожанам или селянам горожанами. И наконец, четвертый процесс, который важен для нашей темы, – это раз- витие полиграфической техники, ведшее к тому, что многоцветная печать ста- новилась всё дешевле и, соответственно, в даже сравнительно дешевых учеб- ных пособиях стало появляться всё больше цветных иллюстраций, в том числе – визуальных репрезентаций городского мира. Та картина города, которая там представлена, еще в значительной мере не изучена. Она, видимо, тоже обладала своей нормативностью, своими очевид- ными или неочевидными идеологическими коннотациями; иногда очевидными и даже намеренно подчеркиваемыми, а иногда и неочевидными морально- дидактическими функциями. Некоторые из них я попытался продемонстриро- вать в своей статье в Вестнике Православного Свято-Тихоновского университе- та. Они очень наглядно просматриваются в учебниках, выпущенных в тех госу- дарствах, где правящий режим руководствовался более или менее четко сфор- мулированной идеологией, – например, в Третьем рейхе. Там через школьные учебники транслировалось не только знание по тому или иному предмету – ма- тематике, биологии, истории и т. д., – но и государственная идеология. Даже

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=