ДЕТИ И ДЕТСТВО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ

19 иные рельсы. Успешно продолжает существовать ученичество в виде репети- торства, и не только. Мысль о том, что школа может исчерпать свои функции, появилось далеко не сегодня. В 1971 г. в Лондоне вышла книга об умирании школ в современном мире под названием: Deschooling Society 1 . Ее автор Иван Иллич не критиковал современную ему школу, он изобретал альтернативные системы. В частности, он предвосхитил компьютерное обучение. Однако инте- ресно, что оно у него не обезличено: ученик посылает в машину запрос с ин- формацией о том, что его интересует и из каких областей знания, а машина вы- даёт ему имена людей, лучших в желаемом им направлении, у которых он по- тенциально может учиться. Пересказывать содержание книги здесь сложно и ненужно, но основная мысль автора – замена институционального школьного образования совсем иной системой с опорой на новые технологии, которые И. Иллич частично предугадывает, а частично – даже и представить себе не может. В заключении еще раз подчеркну: Виталий Григорьевич Безрогов не ста- рался сделать из своих исследований по ученичеству далеко идущих выводов, возможно, он их справедливо опасался. Тем не менее, как мне хотелось здесь показать на конкретных примерах, они дают очень продуктивную основу для новаторских исследований школы и образования. Поэтому желательно, чтобы тематика системы ученичества была глубже осознана современным научным и педагогическим сообществом. Библиография Безрогов, В. Г. Возникновение педагогической парадигмы христианства: Пер- вая христианская школа в Александрии / В. Г. Безрогов. – М.: ИТОП РАО, 2003. Безрогов, В. Г. Традиции ученичества и институт школы в древних циви- лизациях / В. Г. Безрогов. – М.: Памятники ист. мысли, 2008. Голубинский, Е. Е. История русской церкви / [соч.] Е. Голубинскаго, экстра.-орд. проф. Моск. духов. акад. – М.: Тип. Э. Лисснер и Ю. Роман., 1880. – XXIV. Т. 1. Период первый. Киевский или Домонгольский. Зарецкий, Ю. П. Первая русская зарубежная типография: Голландские кни- ги для подданных Петра I / Ю. П. Зарецкий // Неприкосновенный запас. – № 133 (5/2020). Очерки школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших вре- мен до конца XVII в. / Под ред. Э.Д. Днепрова. – М., 1989. – Гл. IV. – С. 91–118. Кошелева, О. Е. Обучение в русской средневековой православной традиции / О. Е. Кошелева // Одиссей. Человек в истории. 2010/2011. –М.: Наука, 2012. – С. 47–72. Кошелева, О. Е . Иисус как учитель в русских учебных текстах 16–17 вв. / О. Е. Кошелева // Одиссей 2013. – М.: Наука, 2014. – С. 329–346. Прилежаев, Е. М. Предисловие / Е. М. Прилежаев // Посошков И. Т. За- вещание отеческое. Изд. Комис. для описания арх. Святейшего правитель- ствующего синода, под ред. [и с предисл.] чл. ее Е. М. Прилежаева. Новое изд., доп. вновь открытой второю половиною «Завещания». – СПб.: Синод. тип., 1893. – С. I–CIV. 1 Illich I. Deschooling Society. L., 1971.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=