ДЕТИ И ДЕТСТВО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ
18 ант», являясь частью монастыря, частью военного подразделения, частью Ака- демии наук или какого-либо гражданского учреждения. Такой подход тоже был наследием XVII в.: обучение подростков специальности шло при приказах (при Посольском, Аптекарском и др. приказах всегда имелись ученики) 1 , при Патри- аршем и архиерейских дворах, при производстве (Пушкарская «школа» при Пушкарском дворе, Типографская «школа» при Печатном дворе). Чтобы школа появилась как самодостаточное учреждение, и особенно как система учрежде- ний, необходим был определенный перелом в сознании по отношению к обра- зованию и знаниям как таковым. В петровское время он так и не произошел – первым самостоятельным учебным заведением стал Московский Университет, открытый в 1755 г. И. И. Федюкин отказался от распространенного убеждения в том, что в век Просвещения все ратовали за развитие школьной системы: «…ни конкретная организационная форма, которую принимала та или иная школа, ни само возникновение этих школ не могут рассматриваться как есте- ственные или очевидные для современников» 2 . Школы были новшеством и для государства, и для общества. Причем для многих – опасным и ненужным нов- шеством. Именно благодаря тому, что И. И. Федюкин, вопреки сложившемуся обыкновению начал исследование не с эпохи Петра, а с более ранних времен, ему удалось объяснить такое специфическое отношение к организации школ в петровское время. Автор впервые четко определил понятие «школа» – это не учитель + ученики (что есть именно «ученичество»), а директор школы и ре- гламент, в котором прописано количество лет обучения, предметы, классы и проч., и только потом – учителя и ученики. Если продолжать эту мысль – наличие «внешних» вышестоящих управляющих структур над маленькой связ- кой «учитель-ученик» с течением времени постоянно растет. И второй аспект, на который я хотела бы обратить внимание в развитие идей школы и ученичества, это современность. В. Г. Безрогов показал в своих работах, например, в исследовании про первую христианскую школу в египет- ской Александрии, появление школьной системы на определенном историче- ском этапе 3 . В истории у всех социальных институтов, к которым, безусловно, принадлежит и школа, есть их генезис и есть их финал, иначе говоря, все имеет начало и конец. Если мы посмотрим на состояние современной школы, не уви- дим ли мы признаки того, что школьная система начинает себя изживать? Школа, за небольшими исключениями, вызывает к себе нелюбовь учителей, учеников и их родителей. Но в ней очень заинтересовано государство, поэтому школа имеет крепкое основание. Однако без поддержки общества школа ощу- щает сильное «кислородное голодание». Долго ли еще сможет существовать такая «институция»? Конечно, есть успешные школы, но в целом ситуация пла- чевная. Ее сейчас усугубила пандемическая трагедия, многие школы не могут работать нормально и обучение в силу обстоятельств становится на какие-то 1 Очерки школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. / Под ред. Э. Д. Днепрова. М., 1989. Гл. IV. С. 91–118. 2 Федюкин И. И. Указ. соч. С.354. 3 Безрогов В. Г. Возникновение педагогической парадигмы христианства: Первая христианс- кая школа в Александрии. М., 2003.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=