ДЕТИ И ДЕТСТВО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ

159 стремился опубликовать все без отбора) и искали для них переводчиков. Нахо- дились в основном аспиранты, которые, поддавшись на уговоры Безрогова, пе- реводили сложнейшие тексты задаром для того, чтобы иметь престижную пуб- ликацию. Часто переводы оказывались слабыми, и приходилось их значительно исправлять и редактировать. Здесь к подготовке рукописи подключился Юрий Петрович Зарецкий – специалист по автобиографическим текстам, снабдивший Антологию хорошим научным аппаратом. Каждый раздел, включавший в себя определенный исторический период, предварялся подробным предисловием, а тексты – множеством комментариев. Иначе говоря, работа была крайне тру- доемкой, но она нам нравилась. Учебное пособие, имевшее много недостатков, постепенно стало превращаться в научное издание большого комплекса тек- стов, хорошо прокомментированных и иллюстрированных. Все же изначальное учебное происхождение отличает эту Антологию от большинства других – это не просто сборник текстов, в ней есть все, чтобы помочь читателю эти тексты осмыслить. В целом работа заняла более 20 лет и стала сродни коньяку хоро- шей выдержки. Стоимость публикации столь сложной и объемной (50 печ. л.) рукописи сильно возросла, издательства ее не брали. Однако запредельное упорство Юрия Петровича все же смогло преодолеть все препятствия и, когда уже совсем не верилось в выход книги в свет, она появилась в июле 2019 г. Ее презентацию мы радостно планировали устроить сразу после возвращения Ви- талия Григорьевича из командировки в Лейден, но – не получилось… В книге слышны голоса множества людей разных эпох – все они рассказы- вают о своем детстве. В нее вошли тексты 69 авторов, распределенные по трем разделам: 1) от Античности до Высокого средневековья (I-XIII вв.); 2) раннее Новое время; 3) конец XVII–начало XVIII вв. Среди них есть очень известные люди – такие как Августин Блаженный, Петрарка, Гете, Франклин, и совсем неизвестные – Павлин из Пеллы, Люси Хатчинсон, Томас Трахерн, Маргарита Милов и др. Читатель, когда-то тоже бывший ребенком, не может не поразиться тому, сколь отличен от современного детский опыт, зафиксированный в данных вос- поминаниях. Это «другое» детство сегодня совсем непонятно! Подстать тек- стам и иллюстрации – они тоже очень далеки от наших представлений о дет- стве. Именно потому чтение данной книги столь интересно – от невосприятия текста можно прийти к пониманию его автора, преодолев этот путь с помощью, предоставленной составителями – через комментарии и предисловия. Зачем и почему нам это представлялось очень важным? Чтобы научиться по- нимать изменчивость бытия, подчас преображающегося до полной его неузнавае- мости. И для того, чтобы осознать трансформацию в веках восприятия детства как определенного жизненного этапа: от совершенно отвратительного до необычайно ценного для человека. Такие навыки необходимы в педагогическом процессе, чтобы не абсолютизировать понятия собственного детства и собственной эпохи. Когда мы уже сдавали верстку в издательство, Виталий Григорьевич вдруг предложил изменить название книги на «Оглянись, незнакомый прохо- жий!». Менять что-либо оказалось уже невозможно. Тем не менее, книга дей-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=